Главная » 2017 » Март » 18 » HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 110
11:32
HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 110

НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО, НО НЕОБХОДИМО: SPACEX И ПЕРСПЕКТИВЫ КОЛОНИЗАЦИИ МАРСА

Сегодня мы с интересом наблюдаем за тем, как ракета SpaceX вертикально приземляется на плавучую платформу. Завтра мы уже выглядываем в окошко марсианского купола (будут ли в нем окошки?), чтобы полюбоваться цветущими помидорами. Между сегодня и завтра — пропасть длиной в… теоретически — 10—20 лет. Практически — такого прогресса человечество не видело и за последние 50 лет.


Невероятность массовой колонизации Марса
Цель в 1 миллион жителей на Марсе — нереальна. С помощью Mars Colonial Transporter, который будет перевозить 100 пассажиров за раз, потребуется 10 000 перелетов, чтобы просто отвезти на Красную планету людей.

Но материальной поддержки будет в 10 раз больше. Сам Илон Маск признает, что системе потребуется 110 000 рейсов.

Даже при одном рейсе в день потребуется 301 год. И если рейсы будут ежедневными, а путешествие туда и обратно потребует больше года (потому что когда Марс будет дальше, путешествия будут дольше), потребуется 425 многоразовых космических аппаратов. Это больше, чем может позволить себе любая компания или даже страна.

При 24 рейсах в год 110 000 рейсов растянутся на 4583 года.

Чтобы профинансировать пассажирский транспорт, Маску придется найти миллион человек, готовых заплатить по 200 000 долларов за добровольную жизнь в аду. Только бедные и малоимущие могли бы отважиться и попытать удачу, чтобы заработать денег. Но у них не будет 200 000 долларов.

Маск мог бы найти миллион человек, желающих отправиться туда и найти хорошую работу, но тогда кому-то еще придется заплатить за поездку и выплачивать людям зарплату.

Продажа туристических поездок не сможет оплатить рейсы. Едва ли SpaceX удастся найти много групп из 20 человек, готовых заплатить 1 миллион долларов, чтобы оплатить билеты 80 других, особенно когда космические путешествия станут довольно распространенными.

Это будет не месяц на Луне или на туристической космической станции. Люди потратят около двух лет на жизнь в аду плюс бесплатная радиация на завтрак, обед и ужин. Вы видите, чтобы кто-нибудь добровольно отправлялся жить в Антарктиду, которая по условиям немного похожа на Марс? Я нет.

Поэтому, если только Марс не будет богат минералами или другими очень ценными ресурсами, которые оплатят поездки (люди и ресурсы будут ехать на Марс, а минералы — на Землю), с нашими нынешними технологиями космических перелетов, Марс будет очень зависим от Земли, и будет там несколько сотен поселенцев.

Мы будем двухпланетным видом, но второй планете придется плохо, если первая планета будет плохо себя чувствовать. Только с новыми технологиями космических путешествий Марс сможет стать автономным.

Цель сделать человечество видом, живущим на двух планетах, очень достойная с точки зрения обеспечения нашего выживания на миллионы лет. Но обычные люди, которые переживают больше о том, как заплатить за коммуналку и налоги, делают только посильные практические вещи и надеются на лучшее. Они не станут ставить на кон свою жизнь, чтобы отправиться на Марс и внести свою лепту в выживание людей как вида.

И поскольку массовая колонизация Марса экономически нецелесообразна, такого не случится.

SpaceX заслуживает уважения за свои возможности
В любом случае, стоит отдать должное, даже если планы по колонизации Марса кажутся чересчур оптимистичными, SpaceX уже доказала, что вполне может добраться до Марса. Маск похож на одержимого. Он не успокоится, пока не доставит людей на Красную планету.

До сих пор ему платило NASA за отправку и возвращение груза на Международную космическую станцию с отличными результатами.

После некоторых задержек SpaceX запустит этим летом свою ракету Falcon Heavy и, возможно, начнут отправлять астронавтов NASA на Международную космическую станцию в 2018 (или 2019) году. Также они обещают первый беспилотный полет на Марс в 2020 году (хотя изначально он был запланирован на 2018).

Конечно, если некоторые астронавты NASA (или объявленные туристы, которые полетят к Луне в 2018 году) в конечном итоге погибнут в результате катастрофы, нас будет ждать еще одна задержка, уже на многие годы. Не стоит мешать SpaceX со всеми теми мечтателями, которые грезят большими планами, не имя ни копейки за душой.

Если SpaceX сможет отправить людей на Марс быстрее, чем NASA (SpaceX говорит о 2025 годе, но недавняя задержка первого беспилотного полета говорит о том, что эти сроки нереалистичны), даже при помощи NASA (если NASA поймет, что Маск реально готов это сделать, агентство тоже присоединится), Маск займет достойное место в истории, рядом с фон Брауном и Королевым (и вовсе не с Гагариным или Армстронгом, это достойные люди, но их заслуга обеспечена другими людьми — на их месте могли быть многие).

Даже Трамп мог бы помочь. Он выбрал Маска одним из своих советников. Маск мог бы использовать огромное эго Трампа, нашептав ему, что Трамп разделит историческую славу, если прикажет NASA присоединиться к SpaceX в марсианской эпопее (и забыть о Space Launch System).

Конечно, Трамп уже не сможет торжественно объявить: «Мы завоевали Марс: я сделал Америку великой снова!», потому что не будет в должности. История его не запомнит.

Зачем же нам лететь на Марс?
Для человечества было бы совершенно фантастическим с точки зрения гордости и самоуважения добраться до Марса и основать там постоянную станцию для исследований и небольшого туризма, но пока мы не найдем экономических причин сделать большее, мы не сможем сделать большее.

Можно сказать, мол, черт возьми, мы собираемся потратить миллиарды, чтобы потешить свое самолюбие (повеселиться), когда могли бы потратить эти деньги на борьбу с нищетой и лечение болезней?

Что ж, мы тратим гораздо больше (триллионы) просто так, на миллионы разных вещей.

Просто подумайте о том, сколько киноиндустрия тратит на создание фильмов. Многие из них уже сейчас стоят больше 300 миллионов долларов. Бюджет «Марсианина» был 108 миллионов. Миссия Mars Semi-direct, очень низкобюджетная миссия с участием людей на Марс, обошлась бы в 55 миллиардов долларов.

Но Илон Маск говорит, что может построить марсианскую ракету за 10 миллиардов долларов. Можно даже увеличить эту сумму до 20 миллиардов, включив стоимость других возможных вещей. Да, она может стоить и больше, но давайте просто примем это число. Это стоимость 66 фильмов с бюджетом в 300 миллионов каждый. Стоит ли это того?

Очевидно, задача сделать человечество многопланетным видом все еще целесообразна с научной и экономической точек зрения, поэтому у нас должны быть другие причины не делать этого.

Мы можем сказать, что будущее людей неразрывно связано с космосом, поскольку Солнце выгорит и уничтожит всю жизнь на Земле через 3-4 миллиарда лет.

Но это будет так далеко в будущем, что наши шансы закончить существование до этого куда выше.

Не будем спорить, поездка и создание марсианской базы улучшит наши технологии и, может быть, даже приведет к научным прорывам. Но мы не хотим на Марс по другим причинам.

Мы могли бы пойти на это, даже если бы не было никаких технологических преимуществ. Там ведь даже жизни нет.

Мы делаем многие дорогостоящие вещи без особой причины. Экономика — это всего лишь инструмент по достижению наших целей, и все они исключительно психологические.

Например, мы хотим зарабатывать деньги не ради денег, а ради положительных эмоций, включая безопасность, независимость, свободу действий, а не просто ради товаров, которые мы можем купить.

В 60-х годах прошлого века США и СССР потратили миллиарды на гонку за Луну, просто пытаясь продемонстрировать миру лучшую политическую систему.

Маск настаивает на том, что мы обязаны стать многопланетным видом, чтобы рационализировать свои стремления, но он не увидит этого при своей жизни (если не начнет вкладывать в исследование бессмертия).

Иногда он признается, что настоящая цель в том, чтобы делать вдохновляющие вещи. Он имеет в виду исторические события. Он ищет свое место в истории, пытаясь заслужить собственное бессмертие. И в этом нет ничего плохого. Именно такие люди, как он, вывели нас из пещер каменного века, поскольку большинство из нас не сделали и не сделают ничего действительно важного в течение всей нашей жизни.

Мы хотим побывать на Марсе, потому что это заставит нас гордиться тем, что мы люди, как ничто другое. И поэтому хотим добраться до Марса раньше, чем до любого астероида, даже если на астероиде больше ценных минералов.

Конечно, если подождать еще 50 лет, можно сделать это за меньшие деньги и с меньшими рисками, но зачем отдавать всю славу нашим детям и внукам?

Раз уж наши отцы и деды упустили свою возможность, мы можем это сделать. И если я говорю «мы», это не значит, что я сыграю какую-либо роль в этом путешествии. Так люди говорят о спортивных успехах: они никогда не говорят, что их клуб или страна победили — они говорят «мы победили».

Именно это коллективное присвоение успехов других людей придает такое большое психологическое значение событиям, которые на самом деле практически не имеют отношения к нашей жизни (по крайней мере в краткосрочной перспективе), вроде того же посещения Марса.

Мы все сыграем роль в этом историческом успехе для человечества. Неважно, будет это США, Россия, Мадагаскар или отдельный человек. Мы отправимся на Марс по психологическим причинам, потому что в этом смысл жизни.


КОМПАНИЯ BIGELOW AEROSPACE ЗАПУСТИТ АВТОНОМНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ К 2020 ГОДУ

Глава Bigelow Aerospace в недавнем интервью порталу space.com поделился своими планами, касающимися будущего компании и рассказал о роли космических станций на орбите Луны, отметив их ключевую роль в освоении спутника Земли.


Инженеры Bigelow Aerospace уже разработали несколько прототипов надувных модулей, два из них были запущены компанией ещё десять лет назад, а в прошлом году надувной жилой модуль BEAM (Bigelow Expandable Activity Module), созданный её же специалистами, стал частью МКС.

На этом компания останавливаться не собирается, поэтому к 2020 году совместно с United Launch Alliance планирует разработать новый жилой модуль BA-330 и отправить его на орбиту в качестве самостоятельной частной станции. Основатель Bigelow Aerospace отметил, что новый модуль будет примерно в три раза больше любого из существующих блоков МКС.

«В будущем, — пояснил он, — можно было бы использовать подобные модули для размещения на окололунной орбите, где они пригодились бы для дозаправки и проживания космонавтов, но сейчас очень остро стоит вопрос с финансированием».

Если правительство США подержит его инициативу, вероятно, работы в этом направлении начнут вестись уже совсем скоро.


КАК МАТЕМАТИК ПОМОГ БИОЛОГАМ СОВЕРШИТЬ ВАЖНОЕ ОТКРЫТИЕ

Несмотря на то, что математику часто называют фундаментальной наукой, она так же часто не получает достаточного уважения, когда представляют научные открытия. Но вклад математики и статистики крайне важен и преобразовал целые области исследований — многие открытия были бы невозможны без них. Далее — рассказ математика от первого лица.


Как математик, я сделал вклад в научные открытия и представил решения проблем, которые пытались решить биологи. Семь лет назад я посетил лекцию на тему биологических исследований, которые проводились в университете Херио-Ватт. У моих коллег была нерешенная проблема, связанная с движением мешкообразных структур, называемых везикулами, которые перемещают гормоны и нейротрансмиттеры, такие как инсулин и серотонин, по клеткам и телу.

Их проблема заключалась в том, что везикулы, как известно, следуют определенным дорожкам по скелету клетки, которые ведут к особым молекулам, которые затем заставляют везикулу высвободить свое содержимое в клетку. Однако, когда сами биологи попытались найти эти дорожки, тех не оказалось на ожидаемых местах.

Важно понимать, как ведут себя (или не ведут) везикулы, потому что они связаны с разными заболеваниями, от диабета до неврологических расстройств. Биологи не могли найти способ понимания этих везикул — но у меня было решение в математическом инструментарии.

Математика лучше биологии?
Через два года совместной работы я сказал коллегам: «Моя модель и компьютерные эксперименты лучше вашего микроскопа!».

Под этим весьма гордым заявлением я имел в виду, что, используя математику для моделирования перемещения молекул по клетке, мы можем спрогнозировать и провести множество экспериментов на компьютере в масштабах меньших и более быстром темпе, чем под микроскопом. Это позволяет нам раскрывать то, что не могут позволить ресурсы биологов, и даже указать нам в направлении целевых молекул для будущего лечения диабета и неврологических расстройств.

Математическая модель позволила нам понять, что движение везикул требует энергии — а математика моделирует его на энергетическом ландшафте. Представим, что везикула — это велосипедист, едущий на велосипеде: ландшафт может иметь ровные и неровные участки, которые требуют больше энергии для их преодоления. Мы хотели проверить, действительно ли везикулы стараются избегать этих холмов.

После семи лет совместной работы с биологами мы с коллегами доказали, что наша гипотеза верна. Везикулы действительно следуют по низкоэнергетическим «долинам», избегая молекул, которые создают энергетические бугры на энергетическом ландшафте, выбирают самый легкий путь. И результат ожидаемый для биологов: везикулы действительно оказываются в одной конечной локации и снова и снова используют одни и те же пути. Разница была лишь в том, как они это делают, и делают они это не просто следуя по клеточному скелету, как полагали биологи — они выбирают простейший маршрут. Это открытие продемонстрировало силу математики и ее возможности в других науках.

Математические модели позволяют вам собирать множество гигабайт сырых данных в компактной форме, чего не могут биологи с микроскопами. Вы с легкостью можете вносить изменения в модель и видеть, как может меняться поведение везикул во время заболевания, когда они повреждены или мутировали. Также это может показать, на какие молекулы ориентироваться в будущих исследованиях — и заложить основу для более крупного и тщательного моделирования сложных биологических процессов.

Смоделированный энергетический ландшафт

Интеграция передовой микроскопии с клеточной биологии и математическим моделированием можно применить ко многим другим проблемам в биомедицине и ускорить наступление грядущих открытий. Движение молекул и других клеточных компонентов — лишь один пример того, на что способна математика, но этим она, конечно, не ограничивается.

Математику часто критикует общество за отсутствие «реальных» применений, но она все время применяется ко многим реальным проблемам. Загрязнение грунтовых вод, финансовое и экономическое прогнозирование, высота извержений вулканов, моделирование биологических процессов и доставки лекарств — лишь несколько примеров. Математика играет центральную роль во многих научных достижениях всего мира и заслуживает ведущей роли в большинство научных публикаций.

Гэбриел Лорд, профессор математики в Университете Херио-Ватт


COMMA.AI БУДЕТ РАЗДАВАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АВТОПИЛОТОВ БЕСПЛАТНО В ОБМЕН НА ДАННЫЕ

Хакер Джордж Хотц, плюнувший было на свой проект универсальных автопилотов, подходящий для любых авто, вновь решил заняться делом и наделал небольших плат под названием Panda с универсальными разъёмами, которые подходят практически для всех автомобилей, выпущенных после 1996 года. Платы будут раздавать бесплатно, чтобы собрать о пользователях как можно больше данных, которые пригодятся для будущих разработок компании. Оборудование обеспечит транспортным средствам относительную автономность, ведь через разъём ODB2 можно даже посылать сигналы на педали газа и тормоза.


Сбором данных компания не ограничится и предложит различные платные услуги, среди которых значится отключение рекламы, которая по умолчанию будет транслироваться через оборудование Comma.ai. Хотц считает, что эта модель сможет стать успешной в будущем. Ведь гораздо выгоднее раздавать подобное оборудование бесплатно, имея при этом доступ к некоторым системам авто — так разработчики получат возможность иметь гарантированный доход от рекламы.

В конце прошлого года компания Comma.ai запустила приложение Chffr, самые активные пользователи которого будут получать бонусные баллы и в конечном итоге получат возможность обменять их на собственную плату Panda, у которой есть процессор, модуль Wi-Fi и зарядный разъём для смартфонов.


КИНОКОМПАНИЯ WARNER BROS. МОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ К «МАТРИЦЕ»

Кинокомпания Warner Bros. рассматривает возможность перезапуска культовой научно-фантастической трилогии «Матрица». Правда, как сообщает издание The Hollywood Reporter, окончательного решения по этому вопросу еще не принято. Компания находится в стадии переговоров и в настоящий момент ведет общение со сценаристом Заком Пенном, занимавшимся такими фильмами, как «Последний киногерой» (1993), «Люди Икс 2» (2003), «Люди Икс: Последняя битва» (2006), «Мстители» (2012) и «Первому игроку приготовиться» (2018).


На главную роль рассматривается темнокожий актер Майкл Бакари Джордан (Michael Bakari Jordan), последними ролями которого были Адонис Крид («Крид», 2015) и Джонни Шторм (откровенно неудачный перезапуск «Фантастической четверки», тоже состоявшийся в 2015 году). Однако об участии сестер Вачовски, из-под мужских на тот еще момент рук которых и вышла оригинальная трилогия «Матрицы», пока ничего не известно.

Вполне возможно, что новая «Матрица» не станет полноценным ремейком. Новый фильм может последовать примеру кинокомпании Lucasfilm и ее франшизы «Звездные войны», где известная вселенная нередко разделяется на множество побочных историй. Но, опять же, все это пока на уровне предположений. То же издание The Hollywood Reporter предполагает, что новый фильм может сосредоточить свое внимание на истории о хакере Морфеусе, который первым узнал о существовании Матрицы. Аналогичный вариант возможен и с Тринити.

Пару недель назад Киану Ривз, актер, игравший главного героя, хакера Нео, в оригинальной трилогии, вскользь прокомментировал возможность своего возвращения к франшизе «Матрицы», но при определенном условии.

«Новым фильмом должны заниматься Вачовски, — сказал Ривз в интервью Yahoo Movies. — Они должны будут сами написать к нему сценарий и лично сесть в кресла режиссеров. В таком случае я буду согласен. Да, возможно звучит странно, но я бы попробовал. Почему нет? Люди умирают, истории остаются навсегда. Как и герои в этих историях».

Три оригинальных фильма – «Матрица» (1999), «Матрица: Перезагрузка» (2003) и «Матрица: Революция» (2003) – собрали в общей сложности по всему миру кассу в более 1,6 миллиарда долларов.


АСТРОНОМЫ НАШЛИ ОДИНОКИЙ ПЛАНЕТООБРАЗНЫЙ ОБЪЕКТ НЕИЗВЕСТНОЙ ПРИРОДЫ

Художественное представление планетообразного объекта CFBDSIR 2149-0403, поставившего в тупик астрономов

В 2012 году астрономы обнаружили по соседству с нашей системой довольно странный изолированный космический объект. По предварительным подсчетам оказалось, что его масса больше массы Юпитера. На базе собранных данных ученые изначально приняли его за одну из так называемых блуждающих планет. Правда с поправкой на то, что таких блуждающих планет мы точно никогда раньше не видели. Совсем недавно завершилось новое исследование, показавшее, что получивший название CFBDSIR 2149-0403 объект на самом деле может и не являться планетой. При этом находка может представлять куда больший интерес, чем изначально посчиталось.


Несмотря на то, что большинство из обнаруженных наукой планет, как правило, находятся на вполне определенных орбитах своих родных звезд, в последнее время для астрономов стало очень частым явление открытия так называемых блуждающих планет, или планет-странников – планетарных объектов, которые были либо выброшены из своих звездных систем, либо вообще никогда ранее не являлись частью каких-либо систем и поэтому «свободно гуляют» по всей нашей галактике. Когда исследователи впервые обнаружили CFBDSIR 2149-0403 в 2012 году, открытие вызвало интерес хотя бы уже потому, что расположение данной «планеты» оказалось очень близким к нашей Солнечной системе – она находится примерно в 100 световых годах от нас.

Разумеется, перед тем как делать какие-либо выводы, ученые обычно сперва проводят обряд инициации проверяют обнаруженных кандидатов на право называться планетами. Бывает и так, что изначально за планету принимается очередной коричневый карлик – объект подзвездного класса, тяжелее самых тяжелых из известных нам планет в видимой Вселенной, но при этом обладающий меньшей, по сравнению даже с самыми легкими звездами, массой, которой не хватает для поддержки термоядерного синтеза.

На базе данных, которые были собраны в рамках первого исследования, ученые смогли вывести предположение о том, что масса CFBDSIR 2149-0403 в 4-7 раз превышает массу Юпитера, что вполне позволяло бы записать этот объект в кандидаты на блуждающую планету, так как масса самого легкого из обнаруженных коричневых карликов более чем в 13 раз больше массы Юпитера. Кроме того, ученые сделали вывод, что странствующий объект мог когда-то принадлежать звездной системе AB Золотой Рыбы – относительно молодой группе звезд, обращающихся вокруг нашей галактики, имеющих примерно одинаковый возраст и, вероятнее всего, родившихся в одном и том же месте. На основе всего этого ученые предположили, что объект CFBDSIR 2149-0403 может быть относительно молодым, а его возраст составлять что-то среднее между 50 и 120 миллионами лет.

Но все оказалось не так просто, как хотелось бы. Дело в том, что выведенные предположения о блуждающей планете CFBDSIR 2149-0402 были в основном сделаны на базе всего нескольких первоначальных наблюдений. По этой причине они были приняты далеко не всеми внутри научного сообщества. Больше всего вопросов вызывала сама природа этого объекта. Точнее, ее неопределенность. При отсутствии каких-либо явных доказательств мало кто мог согласиться с тем, что этот объект действительно может является планетой и при этом не принадлежит ни одной из звездных систем.

Для решения этого вопроса группа астрономов под руководством Филлиппе Делорме из Гренобльского университета (Франция) – одного из астрономов, который первым обнаружил объект CFBDSIR 2149-0403, – в течение нескольких последних лет вела наблюдение за загадочным космическим телом, используя при этом самые разные телескопы, работающие в самых разных диапазонах спектра. Наблюдения в конечном итоге показали, что природа CFBDSIR 2149-0402 еще более загадочна, чем показалась изначально.

Во-первых, в рамках новых наблюдений команда исследователей получила более точные расчеты его местоположения и направления его движения, а также установила, что CFBDSIR 2149-0403 не может являться частью мигрирующей системы звезд AB Золотой Рыбы.

«Новые данные о параллаксе и кинематике объекта исключают возможность его принадлежности к какой бы то ни было молодой перемещающейся группе, включая AB Золотой Рыбы», — сообщает команда ученых в работе, опубликованной на сайте arXiv.org.

В вопросе классификации этого объекта такой вывод является сразу и хорошей и плохой новостью. Дело в том, что помимо предоставления новой информации об этом объекте, он также серьезно расширяет его возрастной предел, предложенный в рамках еще самого первого исследования.

«Новые данные, конечно же, расширили наши знания об этом объекте, но в то же время возвели его возраст в статус свободного параметра», — рассказал Делорме порталу Phys.org.

Исследователи также установили, что объект либо обладает низкой гравитацией, либо имеет высокое содержание металла в своем составе, показывая высокий уровень металличности. Новое исследование также снизило градус определенности в отношении массы объекта. Ученые теперь не могут точно сказать, является ли CFBDSIR 2149-0403 планетой, либо же его можно записать в класс коричневых карликов.

На основе всей собранной на данный момент информации об этом объекте можно вывести две гипотезы: CFBDSIR 2149-0403 является либо молодой (возрастом менее 500 миллионов лет) блуждающей планетой с массой от 2 до 13 раз больше массы Юпитера, либо же это старый (возрастом от 2 до 3 миллиардов лет) коричневый карлик с очень большим запасом железа и массой, от 2 до 40 раз превышающей массу Юпитера. Однако, по мнению Делорме, этот объект вообще может являться чем-то иным, с чем мы раньше никогда не встречались.

«CFBDSIR 2149-0403 – это необычный подзвездный объект, являющийся либо «свободноплавающей планетой», либо каким-то крайне редким видом коричневых карликов с высокой концентрацией металла в своем составе. А возможно – вообще представляет собой комбинацию двух этих типов объектов», — говорит Делорме.

Результаты исследования ученых из Гренобльского университета были опубликованы для научного рецензирования на портале arXiv.org, поэтому пока другие астрономы с ними не ознакомятся, делать какие-либо выводы в отношении CFBDSIR 2149-0403 будет рано. Но есть и хорошая новость: CFBDSIR 2149-0403 находится в относительной близости от нас, и, следовательно, имеется возможность для дальнейшего за ним наблюдения, которое, возможно, позволит в конце концов установить его истинную природу. Вполне возможно, что наука могла столкнуться с совершенно новым классом планетообразных объектов, которые ранее никто и никогда не наблюдал.


РОССИЙСКО-ШВЕЙЦАРСКИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НАВИГАТОРОВ ВЫПУСТИТ АВТОМОБИЛЬНЫЙ AR-ДИСПЛЕЙ В 2018 ГОДУ

Первый серийный автомобиль, который собираются оснастить дисплеем дополненной реальности, будет выпущен китайской государственной автомобилестроительной компанией Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC Motor). На разработку AR-дисплея российско-швейцарской компании WayRay инвесторы уже выделили около 18 миллионов долларов, сообщает издание Коммерсант. Среди сторон, заинтересованных в разработке дисплея, числится и интернет-гигант Alibaba Group, являющийся владельцем SAIC Motor.


Пресс-служба WayRay сообщает, что стороны уже заключили необходимые договоры и начали совместную работу по созданию системы навигации дополненной реальности, которая сможет не только показывать водителю маршрут, но и будет наглядно демонстрировать всю информацию с приборной панели.

Виталий Пономарёв, основатель WayRay, отметил, что уже в этом году компания планирует начать массовое производство новинки, а затем начнёт вести переговоры с производителями автомобилей об установке её инфотейнмент-системы на их машины. Руководители Alibaba Group тоже уверены в успехе и считают, что за подобными разработками будущее, ведь технологии дополненной реальности можно применить в различных сферах.

Компания WayRay представила AR-систему Navion летом 2016 года. Разработка позволяет превратить в систему навигации и приборную доску любую прозрачную поверхность, сделав из неё трёхмерный дисплей.


БЕСПРОВОДНЫЕ НАУШНИКИ ВЗОРВАЛИСЬ НА ГОЛОВЕ ДЕВУШКИ ВО ВРЕМЯ АВИАПЕРЕЛЁТА

Похоже, что в самом ближайшем будущем на борту самолётов запретят не только использование Galaxy Note 7, но и беспроводных наушников. Ведь накануне во время перелёта из Пекина в австралийский Мельбурн прямо на голове одного из пассажиров взорвались и вспыхнули наушники, нанеся девушке травмы и до смерти перепугав бортпроводников и остальных пассажиров. Австралийское бюро по транспортной безопасности (АБТБ) даже опубликовало на официальном сайте ряд правил, которые должны будут предотвратить подобные происшествия в будущем.

 


Наушники взорвались на голове спящей девушки спустя два часа после вылета из Пекина. Она услышала громкий хлопок, после чего ощутила сильное жжение на лице. Схватившись за голову, она стащила наушники на шею, а затем сбросила их с себя на пол, попытавшись потушить подошвой ботинка. Из наушников шёл дым, летели искры и были видны крошечные язычки пламени. Прибежавшие на помощь бортпроводники подняли горящие наушники и бросили их в ведёрко с водой. Только так возгорание удалось прекратить. Часть конструкции, содержащая в себе аккумулятор, приплавилась к полу. В салоне ощущался сильный запах горелого пластика и сгоревших волос.

Согласитесь, что вряд ли кто-то может обрадоваться подобной картине спросонья. Соседние пассажиры были до смерти перепуганы случившимся, а после приземления специалисты АБТБ провели тщательное расследование происшествия. Пострадавшая отделалась несколькими ожогами головы, шеи и рук, также обгорела часть её причёски. Правительство Австралии опубликовало список мер предосторожности, которые следует соблюдать, если вы берёте с собой в полёт электронику, содержащую в себе аккумуляторные Li-Ion-батареи (а мы все берём что-то такое с собой). Вот этот список:

  • Батареи, если вы не пользуетесь техникой, должны быть подобающим образом упакованы.
  • Запасные батареи должны быть в вашей ручной клади, но ни в коем случае не в багаже.
  • Если смартфон либо другое устройство упало в зазор за сиденье, обязательно извлеките его, прежде чем перемещать сиденье (здесь речь идёт о креслах с электроприводами).
  • Если пассажир не может найти своё устройство, он должен воздержаться от перемещения кресла и немедленно обратиться к членам экипажа за помощью.

Подобные правила уже были опубликованы ранее рядом авиакомпаний других стран, в том числе и Аэрофлотом. Что ж, похоже, что текущее поколение аккумуляторных батарей ещё доставит нам немало неприятностей. Недаром ряд исследователей работают над тем, как встроить в батареи молекулярные огнетушители.


ТЕОРИЯ ЭМЕРДЖЕНТНОСТИ: ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНОСТЬ?

Теория эмерджентности (возникновения) — это новая физическая модель, в настоящее время разрабатываемая лос-анджелесской группой ученых. Задача теории — тесно, но просто — сплести вместе квантовую механику, общую и специальную теории относительности, стандартную модель и прочие основные теории физики в полную, фундаментальную картину дискретизированной самореализующейся Вселенной.


В основе формализма физической теории эмерджентности лежит концепция, быстро обретающая место в сообществе физиков-теоретиков: вся реальность состоит из информации. Что такое информация? Информация — это значение, передаваемое символами. Языки и коды — это группы таких символов, которые передают смысл. Различные возможные расположения этих символов регулируются правилами. Пользователь языка делает произвольный выбор относительно того, как расположить эти символы, чтобы произвести осмысленное значение, в соответствии с правилами. Следовательно, существование информации должно подразумевать того, кто выбирает, или некую форму сознания, чтобы она была актуализирована.

Мы идентифицируем два класса символов. Один класс содержит те символы, которые субъективно представляют нечто иное, чем сами символы. Например, форма двух пересекающихся диагональных линий («Х») может представлять математическое понятие умножения, английскую букву или поцелуй (как принятое сокращение в английском языке). Формы букв «К-О-Т» могут представлять определенное животное, которое мы все знаем и любим, но также может представлять и что-то еще, если мы захотим. Второй и, возможно, более фундаментальный класс символов — это символы, которые представляют собой сверхнизкую субъективность. Пример — форма квадрата, репрезентующая форму квадрата. Такой геометрический язык с использованием геометрических символов может выражать геометрическое значение.

Экспериментально наблюдаемая реальность оказывается геометрической на всех масштабах, от планковского уровня до самых крупных структур. Физики-теоретики выдвигают гипотезу, что абсолютно геометрический язык или код, использующий геометрический символизм, представляет собой фундаментальный способ, которым выражается значение в нашей физической реальности. К этому мы еще вернемся.

Центральная особенность реальности, демонстрирующей геометрическое поведение, в том, что все фундаментальные частицы и силы в природе, включая гравитацию, могут трансформироваться друг в друга в процессе так называемого калибровочного преобразования. Симметрию этих преобразований можно представить точно соответствующей вершинам 8-мерного многогранника, решетки E8. Однако мы не живем в 8-мерной вселенной. Экспериментальные данные показывают, что мы живем во вселенной, состоящей только из трех пространственных измерений.

Какого рода геометрический язык или код, в таком случае, мог бы выразить геометрическую трехмерную реальность, которая глубоко связана с 8-мерной решеткой E8?

Ученые полагают, что ответ лежит в языке и математике квазикристаллов. Квазикристалл — это апериодический, но не случайный паттерн, схема. Квазикристалл в любом отдельном измерении создается за счет проекции кристалла — периодического паттерна — из более высокого измерения в низкое. К примеру, представьте проекцию 3-мерной шахматной доски — или кубической решетки, сделанной из равно разделенных кубов равных размеров, — на 2-мерной плоскости под определенным углом. Эта 3-мерная кубическая решетка представляет периодический паттерн, который может бесконечно растягиваться во всех направлениях. 2-мерный проецируемый объект не является периодическим паттерном. Он искажается из-за угла проекции и содержит не одну форму, которая повторяется бесконечно, как в 3-мерном кристалле, а конечное число различных форм (протоплиток), которые определенным образом ориентированы между собой, подчиняются определенным правилам и законам и заполняют всю двумерную плоскость во всех направлениях.

Анализируя 2-мерную проекцию, при наличии подходящего математического и тригонометрического инструментария, можно восстановить «материнский» объект в 3D (в данном примере кристалл кубической решетки). Знаменитый пример 2-мерного квазикристалла — это мозаика Пенроуза, которую Роджер Пенроуз придумал в 1970-х годах, в которой 2-мерный квазикристалл создается проекцией 5-мерной кубической решетки на 2-мерную плоскость.

Мозаика Пенроуза

Теория эмерджентности фокусируется на проецировании 8-мерного кристалла E8 на 4- и 3-мерное пространство. Когда базовая 8-мерная ячейка решетки E8 (формы с 240 вершинами, называемой «многогранником Госсета») проецируется в 4D, создаются две идентичные 4-мерные формы разных размеров. Отношение их размеров — это золотое сечение. Каждая из этих фигур построена из 600 3-мерных татраэдров, повернутых друг от друга под углом, основанном на золотом коэффициенте. Ученые называют эту 4-мерную форму «Ячейка-600». Такие формы взаимодействуют определенным образом (пересекаются 7 способами, связанными с золотым соотношением, и «целуются» определенным образом) с образованием 4-мерного квазикристалла. Принимая 3-мерные подпространства этого 4-мерного квазикристалла и поворачивая их друг от друга под определенным углом, мы формируем 3-мерный квазикристалл, который имеет протоплитку только одного типа: 3-мерный тетраэдр.

На экране телевизора или мониторе компьютера наименьшей, неделимой единицей является 2-мерный пиксель. В нашей трехмерной квазикристаллической реальности тетраэдр является наименьшей неделимой единицей. Трехмерный пиксель реальности, если угодно. Каждый тетраэдр представляет собой наименьшую возможную трехмерную форму, которая может существовать в этой реальности: длина каждого из ее ребер — это длина Планка (кратчайшая длина, известная в физике), которая в 1035 раз меньше метра. Эти трехмерные пиксели объединяются между собой в соответствии с конкретными геометрическими правилами, заполняя все пространство.

На 2-мерном экране пиксели никогда не двигаются. Они просто меняют значения яркости и цвета, и иллюзия значения (в виде рисунка) создается их объединенными величинами. Точно так же тетраэдры в трехмерном квазикристалле никогда не перемещаются. Вместо этого они действуют как бинарный язык: в любой момент каждый тетраэдр может быть выбран оператором кода как «вкл» и «выкл». Если он «вкл», он может находиться в одном из двух состояний: «повернут влево» или «повернут вправо».

Представьте себе один замороженный момент во времени во всей вселенной. Назовем этот момент «моментом 1» для иллюстрации. В момент 1 трехмерный квазикристалл, заполняющий всю вселенную, находится в «состоянии 1», и в этом состоянии некоторые тетраэдры включены, некоторые выключены, некоторые повернуты влево, некоторые вправо. Теперь представим следующий замороженный момент времени «момент 2». В момент 2 квазикристалл находится в «состоянии 2». В этом новом состоянии многие тетраэдры находятся в состояниях, отличных от своих состояний в момент 1. Теперь представьте сотню таких моментов. Теперь представьте себе движение всех этих замороженных моментов.

Тетраэдр

Если вспомнить кино, движущееся изображение состоит из одиночных, неподвижных кадров, которые снимаются и проецируются с определенной скоростью (24 кадра в секунду в большинстве современных фильмов). В модели ученых одна секунда содержит 1044 неподвижных кадров. Многие паттерны этих паттернов кадров возникают на 3-мерном квазикристалле. Эти паттерны становятся все более осмысленными и сложными со временем. Постепенно на квазикристалле возникают формы, напоминающие частицы и действующие как они. В частности, одно из множества интересных предсказаний теории эмерджентности затрагивает особенную пиксельную субструктуру электронов — частиц, которые в настоящее время считаются безразмерными, хоть и бездоказательно. Со временем эти частицы принимают все более сложные формы, пока не образуют известную нам реальность.

Теория физической эмерджентности рассматривает пространство-время в рамках пространственно-временной модели Эйнштейна, когда будущее и прошлое существуют одновременно в одном геометрическом объекте. Ученые рассматривают этот объект как систему, в которой все кадры пространства-времени взаимодействуют со всеми другими кадрами постоянно. Другими словами, между всеми моментами времени есть постоянная, динамическая, причинно-следственная петля отношений, когда прошлое влияет на будущее, а будущее влияет на прошлое.

 

Они считают сознание одновременно эмерджентным и фундаментальным. В своей фундаментальной форме сознание существует внутри каждого тетраэдра/пикселя в трехмерном квазикристалле в форме так называемых видовых векторов. Эти видовые векторы можно представить микромасштабными наблюдателями в традиционном квантово-механическом смысле. Эти наблюдатели актуализируют реальность, делая сверхбыстрые выборы в планковских масштабах о бинарном состоянии пикселей (вкл, выкл, лево, право) в каждый момент времени. Эта фундаментальная, примитивная, но в то же время очень хитроумная форма сознания направляет паттерны квазикристаллического точечного пространства в сторону все большей значимости. В конечном итоге сознание расширяется до высших степеней упорядоченности, вроде природы и жизни, нам известных. Жизнь и сознание с этого момента продолжают расширяться, разрастаясь во все уголки вселенной. Представьте, как люди однажды наполнят триллионы галактик — их мгновенная сеть коммуникаций и высокий уровень сознания разрастется в гигантскую нейронную сеть универсальных масштабов, своего рода коллективное сознание. Это коллективное сознание скрывает фундаментальное, «примитивное» сознание, которое питает квазикристалл, из которого возникает.

А создает B.

B создает С.

С создает А.

В физике нет известных законов, устанавливающих верхний предел того, какой процент Вселенной может экспоненциально самоорганизовываться в свободные системы, например, вроде нас, людей. Физика допускает возможность превращения всей энергии Вселенной в единую сознательную систему, которая сама будет являться сетью сознательных систем. По прошествии достаточного времени произойти может что угодно. А что возможно, то неизбежно.


НЕЙРОСЕТИ

Слово «нейросети» сегодня является одним из самых модных терминов, и зачастую им злоупотребляют маркетологи в продвижении своих технологических стартапов. Однако нельзя отрицать, что сегодняшний объект нашего рассмотрения представляет собой один из самых важных феноменов, без которых невозможно представить современность.


Что мощней — человеческий мозг или компьютер? Для подавляющего большинства ответ на этот вопрос очевиден и, чего уж спорить, верен. Но если взглянуть на ту работу, которую ученые проделали в течение последних десятилетий, то мы заметим, что многие из них пытались приблизить принцип работы компьютера к образу мышления человека, причем небезуспешно. Как это стало возможно? При помощи нейросетей — компьютерных систем, собранных из сотен, тысяч или миллионов искусственных клеток мозга, которые способны обучаться и действовать по принципу, чрезвычайно похожему на то, как работает мозг человека.

Человеческий мозг и компьютер часто сравнивают, и стоит признать, что у них есть достаточно много общего. Обычный мозг состоит приблизительно из 100 миллиардов микроскопических клеток, которые называют нейронами. Каждый нейрон состоит из клеточного тела с несколькими отходящими от него соединениями — множества дендритов (входных каналов клетки, передающих информацию клеточному телу) и одного-единственного аксона (выходного канала клетки, занимающегося выводом информации). В компьютере эквивалентом нейрона является наноскопическое устройство под названием транзистор. Современные микропроцессоры, использующиеся в компьютерах и мобильных устройствах, содержат более двух миллиардов транзисторов.

На этом, пожалуй, сходства между компьютерами и человеческими мозгами заканчиваются и начинаются различия. И дело даже не в том, что компьютеры — это холодные металлические коробки, наполненные двоичными числами, а мозг — это что-то теплое, живое и населенное мыслями, чувствами и воспоминаниями. Настоящее отличие состоит в том, что компьютерная система состоит из относительно простых последовательных соединений, в то время как нейроны в мозге объединены в сложные параллельные связи, причем каждый нейрон связан примерно с 10 000 своих соседей.

С одной стороны мы имеем сотни миллионов транзисторов, объединенных в простую и логичную систему, с другой — в 100 раз больше нейронов, взаимодействующих друг с другом через сложно переплетенные связи. В итоге получается, что процесс человеческого мышления, по крайней мере на этом этапе, является чрезвычайно сложным для изучения и тем более для искусственного воссоздания. А именно это и пытались сделать ученые Уоррен Макаллок и Уолтер Питтс, когда в 40-х годах прошлого века впервые сформулировали концепцию искусственной нейронной сети.

Компьютеры разработаны для хранения больших объемов бесполезной для них информации, которая обретает смысл и логику, только если заранее задать точную инструкцию по ее обработке. Человеческий мозг же учится медленно, и часто ему требуется несколько месяцев на то, чтобы разобраться в чем-то сложном. Но в отличие от компьютеров, мы можем спонтанно собирать информацию в причудливые узоры — отсюда и происходят корни креативности Бетховена или Шекспира: создание оригинальных паттернов, формирование нестандартных связей и восприятие вещей так, чтобы они представали в новом и неожиданном свете.

Согласитесь, было бы здорово, если бы однажды компьютеры смогли распоряжаться имеющейся информацией так же? На самом деле, мы уже движемся к этому интригующему будущему, причем очень быстро. И возможно, это стало благодаря нескольким важнейшим приобретениям последних лет: заметно увеличившейся производительности компьютеров, появлению искусственных нейронных сетей и машинного обучения, а также возникновению Интернета с его гигантскими массивами данных, которые используются как обучающий материал для искусственного интеллекта.

Базовая идея искусственных нейронных сетей состоит в копировании сложных взаимных соединений между клетками искусственного мозга таким образом, чтобы машина смогла обучаться, распознавать паттерны и принимать решения так, как это делает человек. Самое потрясающее заключается в том, что нейросеть не нужно программировать: она создана для самостоятельного обучения.

Однако вряд ли можно говорить, что нейронная сеть — это точная искусственная копия мозга. Важно отметить, что нейросеть — это прежде всего компьютерная симуляция: такие сети созданы посредством программирования обычных компьютеров, в которых традиционным образом работают обычные транзисторы, объединенные в логические связи. Однако функционируют они так, как будто состоят из миллиардов крошечных клеток мозга, работающих параллельно. Компьютерная симуляция это лишь коллекция алгебраических переменных и математических уравнений, которые собирают их воедино.

Обычная искусственная нейронная сеть состоит из десятков, сотен, тысяч или даже миллионов искусственных нейронов, названных блоками, которые выстроены в слои, где каждый блок соединен с соседним, причем как в собственном слое, так и в ближайших. Некоторые из них являются блоками ввода и призваны получать из внешнего мира информацию. Эти блоки соединяются со скрытыми блоками, которые обрабатывают полученные данные и занимают бОльшую часть искусственного мозга. Наконец, блоки вывода занимаются извлечением полученной и обработанной информации.

Соединение между блоками характеризуется числом, которое называется весом и может быть как положительным (когда один блок возбуждает другой) или отрицательным (когда один блок блокирует или подавляет другой). Чем выше вес этой связи, тем сильнее один блок влияет на другой. Это напоминает то, как в живом мозге клетки оказывают влияние друг на друга.

Информация протекает по нейросети двумя способами. Когда сеть обучается или нормально функционирует после обучения, образцы информации скармливаются ей через блоки ввода, а затем добираются до блоков вывода. Такая распространенная структура называется сетью с механизмом прогнозирования событий. Однако само появление информации еще не гарантирует возбуждения всех блоков. Каждый блок получает входной сигнал от своего соседа, и такие сигналы умножаются посредством весов связей, по которым они путешествуют. Каждый блок добавляет к вводным данным полученный им сигнал, и если итоговая сумма больше порогового значения, блок возбуждает соседствующие блоки.

Чтобы нейронная сеть обучалась, необходимо обязательное наличие обратной связи: точно так же детям нужно постоянно рассказывать о том, что хорошо, а что плохо. На самом деле обратной связью мы пользуемся постоянно. Вспомните, как вы учились играть в боулинг: когда вы поднимаете шар и катите его по дорожке, ваш мозг наблюдает за скоростью движения шара и за его траекторией. В зависимости от результата броска в следующий раз вы будете помнить, как катали шар в прошлый раз, и будете корректировать свои движения для того, чтобы достичь более хорошего результата. Таким образом, вы воспользовались обратной связью, чтобы сравнить получившийся результат с желаемым и чтобы скорректировать свои действия с целью достижения успеха.

Нейросети обучаются аналогичным способом, путем обработки обратной связи, которая получила название «метод обратного распространения ошибки». Он сопоставляет полученные выходные данные с теми данными, которые ожидалось получить, и использует различия между этими данными для внесения изменения в веса связей между блоками, занятыми в сети. Причем изменения касаются всех связей: от блоков ввода до блоков вывода и обратно. Со временем метод обратного распространения ошибки позволяет обучать нейросеть и свести до нуля разницу между желаемым и реальным результатами.

После того как нейросеть прошла обучение с использованием достаточного количества примеров, она достигает стадии, когда вы можете предоставить ей совершенно новый набор вводных данных, которого она никогда не видела, и следить за ее реакцией. Например, вы показали нейросети огромное количество фотографий стульев и столов, максимально доступно объяснив ей разницу между этими предметами мебели. После этого вы пробуете показать ей фотографию кушетки и ждете результата. В зависимости от того, насколько эффективно вы обучили нейросеть, она попытается отнести увиденное к категории «стул» или «стол», основываясь на имеющемся опыте. Именно такие процессы происходят в мозге у маленького ребенка, который впервые видит какой-то предмет и пытается отнести его к перечню понятий, которые ему уже известны.

Если вдуматься, то одного этого примера уже достаточно для того, чтобы понять, что искусственные нейронные сети в процессе своей эволюции могут иметь множество практических применений. Например, производители самолетов уже тестируют автоматически обучающиеся системы автопилотов, которые не программируются заранее, а принимают решения на основании поступающих в реальном времени сигналов с приборной панели кабины пилота и управляют воздушным судном, исходя из получаемой информации.

Или возьмем, к примеру, банковскую сферу. Представьте, что вы управляете банком, где каждую минуту осуществляются тысячи транзакций по кредитным картам. Нейросети можно с успехом использовать для выявления деятельности, которая классифицируется как мошенническая. В качестве вводных данных можно использовать следующие запросы: 1) Явился ли держатель карты лично? 2) Использовался ли действительный PIN-код карты? 3) Осуществлялось ли за последние 10 минут пять или более операций по этой карте? 4) Используется ли карта в той же стране, где была выдана?

Получив достаточное количество наводок, система сможет автоматически помечать транзакции как подозрительные, чтобы затем сотрудники банка могли принимать решения о том, необходимо ли предпринимать в их отношении какие-то действия. Кроме того, нейросеть могла бы помогать банкам принимать решения о том, можно ли выдавать клиенту кредит, быстро проанализировав его кредитную историю, текущий доход и занятость.

Но такие применения нейросетей пока находятся лишь на стадии концепта и вряд ли придут в нашу жизнь в самое ближайшее время. Сегодня новости об использовании этой технологии приходят главным образом из развлекательной индустрии. Первым делом вспоминается нашумевшее приложение Prisma, которое превращает обычные фотографии в несуществующие полотна великих художников, а также скандальный сервис Findface, который позволяет по тайно сделанной фотографии лица человека найти его страницу ВКонтакте. Ну и конечно, нельзя не вспомнить эксперимент Яндекса, когда нейросеть, изучив тексты песен Егора Летова, написала гипотетический альбом группы «Гражданская оборона».

Но если отставить иронию, уже сегодня нейронные сети вносят в нашу повседневную жизнь куда больше пользы, чем вы можете представить. Как вы думаете, почему в последние годы в вашей почте стало заметно меньше спама? Во многом следует благодарить компьютерные системы, которые научились различать реальные письма от корреспонденции, место которой в мусорном ведре.

Благодаря нейросетям в последнее время также заметно улучшился машинный перевод, и подобные системы больше не выдают одно из случайных значений слова, а подбирают перевод в зависимости от контекста, изучив гигантское количество предложений на разных языках.

Но все же на данном этапе компьютеры по своему уровню сознания сопоставимы с детьми дошкольного возраста. Тем не менее все необходимое для их дальнейшего обучения имеется: объемы данных продолжают расти, как и вычислительные мощности процессоров. Так что мы, запасшись попкорном, продолжаем наблюдать за тем, как эта идея развивается и к чему она в конечном итоге приведет.

 

Разрешается использование пресс-релизов, новостей и других информационных материалов, предназначенных для общественного пользования, с целью информирования общественности, при условии указания веб-портала «Zentrix» в качестве источника информации.
Автор материала:
Гость
Логин на сайте: Гость
Группа: Гости
Статус:
Зарегистрирован дней:
День рождения:
О материале:
Дата добавления материала: 18.03.2017 в 11:32
Материал просмотрен: 222 раза
Категория материала: HI-TECH
К материалу оставлено: 0 комментариев
Рейтинг материала 0
Вы находитесь на этой странице

секунд!
Всего комментариев: 0
  • Комментарии через сайт

    avatar

  • Комментарии через ВК

  • Комментарии через Facebook