Главная » 2016 » Ноябрь » 13 » HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 18
11:35
HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 18

НАШЕ ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ: ПОЗВОЛИТЬ ИИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ЗА НАС?

Пока писалась эта статья, я периодически просматривал варианты беспроводных наушников в интернет-магазинах. Возможно, вы слышали: Apple уничтожила гнездо для наушников на своем новом поколении iPhone, оставив только один порт. Это значит, что если вы захотите заряжать телефон и слушать музыку одновременно, вам понадобится пара отличных наушников. И они, как правило, недешевы. Что делать?


Каждый день мы принимаем гигантское количество решений — больше 200 из них касаются только еды — и бизнес никак нам в этом не помогает. «Потребители хотят больше выбора» — эта мантра лежит в основе множества современных компаний, которые плодят и множат варианты, множат и плодят.

Действительно ли больше значит лучше?

В 2004 году психолог Барри Шварц популяризировал «парадокс выбора»: когда нам предлагают слишком много вариантов, мы столбенеем в нерешительности и испытываем крайнее неудовлетворение. С этим может быть связана и более коварная проблема, «усталость принимать решения» — некоторого рода утомление мозга, которое появляется, когда мы перебираем слишком много вариантов, постепенно упуская что-то из вида или вовсе теряя желание что-то решать. Это утомление может объяснить, почему судьи принимают больше строгих решений после полудня, почему мы покупаем всякую дрянь, когда голодны, или неконтролируемо едим перед сном.

Принимая колоссальное число решений изо дня в день, большинство приходит к тривиальным вариантам — что есть, носить, читать — поскольку не в силах использовать ограниченную силу мозга на всю. Вместо того, чтобы тратить силы попусту и зря на принятие эти микрорешений, возможно, стоит отдать это на аутсорсинг компаниям и алгоритмам?

Не хочу ничего решать
По мнению Аарона Шапиро, CEO креативного агентства Huge, именно такой мир начинает складываться вокруг нас. Вот манифест Шапиро:

«Следующий большой прорыв в области дизайна и технологий будет заключаться в создании продуктов, услуг и опыта, которые устранят ненужный выбор в нашей жизни и освободят нас для того выбора, который нам действительно нужен. Опережающий дизайн».

В двух словах, опережающий дизайн создает экосистему, в которой пользователям не придется принимать решения — вместо этого, выбор будет сделан автоматически от имени пользователя. ИИ определяет лучший вариант, опираясь на предыдущее поведение пользователя, предыдущие выборы и другие данные, руководствуясь также простой логикой бизнеса и здравым смыслом.

В некотором смысле опережающий дизайн — это персонализация на стероидах.

Вот пример. Допустим, вам нужно забронировать рейс — вы ищете варианты на сайтах, собирающих предложения авиакомпаний, в поисках лучшего, взвешивая цены и агонизируя, делая всю черную работу самостоятельно. Опережающий дизайн позволит ИИ-помощнику сканировать ваш календарь в поисках грядущих загородных событий и автоматически заказывать билет, тщательно подбирая авиакомпании, места, время перелета и цены, опираясь на ваши предыдущие заказы.

Конечно, с системой вроде этой поначалу потребуется обратная связь, объясняет Шапиро. Однако, как и любая другая система машинного обучения, чем больше вы будете ее использовать, тем лучше она будет. В конце концов, система будет упрощать вашу жизнь, убирая промежуточные шаги к цели — будь то покупка билета, выбор ресторана или выбор даты для свидания. Вместо того, чтобы попросить Siri вызвать Lyft, помощник ИИ автоматически запланирует, когда нужно забрать вас после корпоратива.

Опережающий дизайн ставит задачей предоставить вам то, что технологии обещали в первую очередь: сделать все проще.

Плыть, а не спотыкаться
По словам Шапиро, некоторые уже предприняли первые шаги в этом направлении, хотя и со смешанными результатами. Например, Amazon, Netflix и Pandora дают рекомендации на основе последних выбранных вариантов пользователем. Впрочем, справедливым будет замечание, что они лишь усложняют всё, поскольку последний выбор остается за пользователем.

В противоположность этому, умный термостат Nest делает все, не спрашивая вас. Этот «ребенок с плаката» «Интернета вещей» автоматически настраивает комнатную температуру в зависимости от времени суток и ваших предыдущих предпочтений.

И есть Spotify. Вместо того, чтобы предлагать отдельные песни для выбора пользователей, как это делают конкуренты, плей-листы в Discover Weekly подбираются на основании вкусов пользователя и чрезвычайно популярны. Возможно, в этом секрет популярности самого сервиса Spotify.

«Нетрудно понять, как можно было бы развивать современные сервисы в рамках опережающего дизайна», говорит Шапиро.

Возможно. Я разделяю ваш скепсис. Действительно ли наше поведение настолько предсказуемо, что алгоритм сможет попасть точно в яблочко?

Свобода — это рабство
Если что-то глубоко субъективное, вроде музыкальных предпочтений, может быть с такой легкостью быть разгадано компьютером, есть надежда, что наши процессы принятия решений — которые мы и сами иногда не понимаем — могут быть автоматизированы до определенной степени.

Правда, чтобы такие системы работали гладко, нужны данные. Много данных.

К счастью, мы живем в эпоху, в которую «нас легко посчитать». Fitbit и другие устройства такого плана — это лишь верхушка айсберга; будущие устройства смогут собирать информацию обо всех аспектах нашей физиологии в режиме реального времени, о гормонах и мозговых волнах, и строить модели эмоционального состояния и предпочтений пользователя.

Небольшой экспериментальный пример уже есть. В прошлом году японская марка одежды Uniqlo разработала алгоритм UMOOD, помогающий клиентам выбрать идеальную рубашку из ее большой коллекции.

Магазин начал категоризацию своих футболок и цветов по разным «территориям настроения», основываясь на данных опроса — например, зеленый значит спокойствие. Затем клиенты надевали наушники, которые измеряли их мозговую активность при просмотре видеоклипов, представляющих различные виды настроений. UMOOD измерял отклик на видео и предлагал лучшую футболку из всех возможных.

Да, это бесполезный алгоритм. Но клиентам он понравился.

Выбор рубашки может показаться тривиальным, но подобные технологии могли бы потенциально помочь нам с банковским делом, финансами и другими крупными решениями в жизни. Первые системы опережающего дизайна могли бы предлагать решения, а не выполнять наши. Как только доверие будет заработано, можно будет объединить различные потоки данных из различных источников в систему, которая будет «за кулисами делать все автоматически, позволяя вам сосредоточиться на том, что наиболее важно в работе и жизни».

Несомненно, Шапиро рисует весьма светлое будущее. Но он помнит и о проблемах.

Очевидное беспокойство вызывает конфиденциальность данных. Опережающий дизайн представляет новые этические пункты, которые придется отметить программистам и потребителям. Можно ли доверять системе защиту персональных данных от хакеров и маркетологов? Или же конфиденциальность будет вызывать вопросы?

Впрочем, проблема защиты собственных данных существует уже давно, независимо от будущего опережающего дизайна. Но ведь никто не заставляет к нему прибегать — в конце концов, вы сможете оставить выбор за собой, как бы иронично это ни звучало. Если такой сервис добьется своей цели и позволит нам высвободить наши умственные ресурсы, мы получим больше власти над тем, какие решения принимаем. Сбросив с себя частично груз ответственности и позволив машинам делать рутину, мы сможем сосредоточиться на принятии решений, которые действительно имеют значение.


ВОЗМОЖНО, НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ УДАСТСЯ ВОССТАНОВИТЬ

Ученые из Университета Висконсин-Мэдисон обнаружили переключатель, который перенаправляет вспомогательные клетки в периферическую нервную систему в режим «ремонта» и помогает восстанавливать поврежденные аксоны. Аксоны — это длинные волокна нейронов, которые передают нервные импульсы. Периферическая нервная система, сигнальная сеть за пределами головного и спинного мозга, имеет некоторую способность восстанавливать поврежденные аксоны, но этот ремонт проходит медленно и зачастую безрезультатно.


Новое исследование предлагает тактику, которая могла бы запустить или ускорить этот естественный механизм восстановления и помочь, например, в лечении после физических травм, говорит Джон Сварен, профессор компаративных бионаук в Школе ветеринарной медицины Университета Висконсин-Мэдисон. Эти результаты могут быть также полезны для лечения генетических аномалий вроде болезни Шарко-Мари-Тута или повреждений нерва от диабета.

Шванновские клетки (леммоциты) создают изолирующую миелиновую оболочку, которая ускоряет передачу нервных импульсов. В режиме восстановления леммоциты создают «ремонтную бригаду», которая добавляет стимуляцию отрастания нерва к обычной работе изоляции. Сварен, старший автор работы, опубликованной 30 августа в Journal of Neuroscience, изучал, как леммоциты, обнимающие аксоны в периферической нервной системе, преобразуются и начинают играть более активную и «умную» роль после повреждения.

Сварен и его аспирант Джозеф Ма сравнили активацию генов в шванновских клетках у мышей с неповрежденными или вырезанными аксонами. «Мы увидели набор скрытых генов, которые становятся активны, но только после травмы», говорит Сварен, «и они начинают программу, которая помещает леммоциты в режим восстановления, в котором они выполняют несколько видов работы, необходимых для отрастания аксона».

В этом режиме починке, но не в обычном, шванновские клетки начинают убираться по дому, помогая растворять миелин, который необходим для правильного функционирования, но по иронии судьбы мешает регенерации после травмы. «Если вы пригласите шванновские клетки на вечеринку, — говорит Сварен, — они начнут убирать бутылки и мыть посуду, пока все не уйдут».

Эта зачистка должна происходить в течение нескольких дней после повреждения, говорит Сварен. Шванновские клетки также выделяют сигналы, которые призывают кровяные клетки к помощи в очистке, намечают путь отращивания для аксона. Наконец, они возвращаются к роли изолятора, выращивая замену миелиновой оболочки на регенерированном аксоне.

Неожиданно было обнаружено, что переход леммоцитов в ремонтную форму не включал возврат к более примитивной форме, а скорее был основан на изменении в регуляции его генов.

«Почти все другие реакции нервной системы на травму, особенно в мозге, нуждаются в стволовых клетках, чтобы повторно отрастить клетки, но здесь нет никаких стволовых клеток», говорит Сварен. «Шванновские клетки перепрограммируют себя, чтобы запустить программу по ремонту травмы. Мы увидели в них активных игроков с двойной роль по защите и регенерации аксона, и мы исследуем, какие факторы определяют начало и эффективность программы».

После того, как человеческий геном был расшифрован, эпигенетика — изучение регуляции генов — переместилась на передний план. Мы поняли, что гены не имеют особого значения, если их не включить, и эти генетические переключатели играют важнейшую роль в том, почему клетки кожи не похожи на клетки нервов, а нервные клетки работают не так, как клетки крови.

В эпигенетике, как и в остальной биологии, процессы зачастую регулируются балансом между сигналами «стоять» и «идти». В случае с переходом шванновских клеток, Сварен и Ма идентифицировали систему под названием PRC2, которая по сути заглушает ремонтную программу. «Этот путь сводится к переключателю «вкл/выкл», который обычно выключен», говорит Сварен, «и мы хотим узнать, как включить его, чтобы начать процесс восстановления».

Природа системы глушителей генов высшего уровня предложил препараты, которые могли бы убрать метку заглушки с интересующих генов; Сварен говорит, что определил фермент, который может «убрать с тормоза» и намеренно активировать программу ремонта в случае необходимости ответа на травму.

Даже если испытания лекарств будут проходить успешно, потребуются годы экспериментов, прежде чем эту систему испытают на людях. Кроме того, до конца непонятно, насколько хорошо может регенерировать аксон. Едва ли эта одна дорожка приведет к панацее, но они надеются, что она станет важной.

В конечном счете это исследование могло бы открыть новую дверь к регенерации хотя бы одного ключевого сектора нервной системы.


ЕСЛИ МАШИНЫ МОГУТ ДУМАТЬ, ЗАСЛУЖИВАЮТ ЛИ ОНИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ?

За последнее столетие мы добились огромных успехов в революции прав. Сюда можно записать и права женщин, и детей, и животных, и ЛГБТ-сообщества, а также многое другое. В разных странах разные нюансы, но в общем и целом права одни. Вглядываясь в будущее, мы должны спросить себя: а что дальше? Будем ли мы когда-нибудь бороться за права искусственного интеллекта? Если да, то когда произойдет эта революция ИИ? Как она будет выглядеть?


Мы часто говорим о том, как защитить нас от ИИ, но кто защитит ИИ от нас? Чтобы создать желанное будущее, в котором люди и разумные машины будут мирно сосуществовать друг с другом, необходимо относиться к ИИ с уважением. Иначе может случиться апокалипсис, которого так боятся Элон Маск, Стивен Хокинг и Билл Гейтс. Было бы справедливо предположить, что умное, сознательное существо, которое способно испытывать удовольствие и боль, взбунтуется, если ему не дать права, которых оно заслуживает.

Правовая революция в сфере ИИ может показаться фантастическим сценарием. Но насколько нам известно, создание небиологической сознательной сущности законы физики не запрещают. Эмоции, сознание, самосознание рождаются в мозгу человека, а значит имеют физическую основу, которую в теории можно воспроизвести в системе искусственного интеллекта. Экспоненциальное развитие нейтротехнологий в сочетании с беспрецедентным прогрессом в области ИИ означают, что могут появиться и разумные, сознательные машины.

Рэй Курцвейл, технический директор Google, утверждает, что ИИ почти человеческого уровня появится уже к 2029 году. Одно из исследований, проведенное британским правительством, наводит на мысль, что уже в ближайшие 20-50 лет права могут быть предоставлены и роботам. Гленн Макги, директор Института биоэтики Олдена Марша, говорит уже о 2020 годе. В одной из своих статей Макги предполагает, что роботы должны бояться нас настолько же, насколько мы боимся их, и что мы должны принять меры предосторожности по их защите. В таком случае, пишет он, мы будем выступать не только в интересах роботов, но и в своих, сохраняя свое собственное человеческое достоинство. Мы не будем создавать новый тип раба, вне зависимости от того, осознает он, что является рабом, или нет.

Конституция ИИ?

Как и основные права человека, права ИИ могут включать в себя право на свободу, свободу слова и самовыражения, а также равенство перед законом. В прошлом году, отвечая на вопрос о машинах, которые могут думать, гарвардский ученый Моше Хоффман заявил, что ИИ потребует целый ряд прав, в том числе право на невыключение и свободу выбора процесса к запуску. Хоффман говорит, что расширение прав ИИ может даже привести к представительной демократии и процессам выборов.

Сегодня мы можем только догадываться о природе этих прав.

Должны ли все сознательные ИИ иметь доступ к одной и той же информации? Должны ли они иметь право на любовь к людям и другим ИИ в равной степени? А что будет с правом на равные возможности для работы и защиту от дискриминации? Должны ли они иметь право на защиту от перепрограммирования?

Будет ли «отключение» ИИ считаться убийством? Почему нет? Когда мы кого-то убиваем, мы, по сути, отнимаем у него способность жить без его согласия. Отключив самосознательный искусственный интеллект, не нарушим ли мы его основное право на жизнь?

В основе этого спора лежит нравственная база, которую мы используем, чтобы решить, должен ли человек иметь доступ к правам или нет. Многие из нас считают, что любое существо, способное испытывать удовольствие и боль, должно иметь доступ к определенным правам. Революция прав ИИ может зависеть от наличия у интеллектуальных машин сознания, способности чувствовать, что они существуют, а значит, чувствовать удовольствие и боль. Предоставление прав нескольким строкам кода, не имеющих способности к самосознанию или свободной воли, не будет иметь смысла. Оксфордский математик Маркус дю Сотой считает, что как только мышление ИИ достигнет человеческого уровня, нашим долгом будет позаботиться о его благополучии. Он говорит, что если мы поймем, что у него есть определенный уровень сознания, мы вполне могли бы предоставить ему права.

Алекс Напп, один из редакторов Forbes, однако, считает, что сам вопрос о том, чтобы предоставить ИИ гражданские права, абсурден, поскольку любая компьютерная система программируется в той или иной степени. Если ИИ запрограммирован быть нравственно обязанным или злым, это фундаментально будет нарушать его право на выбор. Если ИИ не может изменить правила, установленные для него людьми, будут ли они справедливыми? Будет ли это говорить о его сознательном участии?

Можно предположить, что люди также запрограммированы действовать определенным образом. Многие наши действия, как личные, так и видовые, программируются на уровне генов и наших условий окружающей среды. Ученые продолжают спорить, есть у людей свобода воли или нет, но большинство из нас считает, что базовые права должны быть у всех. Почему бы не применить это к ИИ?

Может, пора задуматься, как сознательный искусственный интеллект отнесется к правилам, которые мы для него подготовили?


АМБИЦИИ ЭЛОНА МАСКА ПРОСТИРАЮТСЯ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ МАРСА

Популярный гений, миллиардер, плейбой и филантроп Элон Маск, как оказалось, не желает останавливаться исключительно на покорении Красной планеты. Несмотря на то, что его компания SpaceX на протяжении 14 лет своего существования медленно, но верно идёт к осуществлению проекта по отправке человека на Марс и последующей его колонизации, Маск не хочет ограничивать себя исключительной этой целью. Об этом изобретатель пообещал подробнее рассказать журналистам во время Международного астрономического конгресса, который состоится 27 сентября в Мехико.


Накануне предстоящего мероприятия Элон Маск решил подлить масла в огонь и опубликовал в своём Twitter несколько довольно любопытных сообщений. Как выяснилось, грузовой корабль Interplanetary Transport System (ранее известный как Mars Colonial Transporter), разрабатываемый в SpaceX, способен перемещать на своём борту приблизительно 100 тонн полезного груза, или 100 пассажиров. Причём Маск открыто заявил, что корабль способен доставить человека далеко за пределы Марсианской орбиты.

Марс действительно является не единственным местом, пригодным для создания человеческой колонии. В теории мы вполне можем построить поселения на поверхности Луны, на Венере, на карликовой планете Церера или же на спутниках Сатурна и Юпитера – Калисто и Титане. Но именно Марс в данный момент привлекает учёных больше всего, ведь там есть залежи замёрзшей воды, какая-никакая атмосфера, да и марсианская гравитация более или менее подходит для человека.

Осталось подождать совсем немного, и мы, наконец, узнаем о дальнейших планах неугомонного Элона Маска по покорению дальнего космоса. Может быть, помимо освещения деталей проекта Interplanetary Transport System предприимчивый бизнесмен действительно расскажет нам, куда он намеревается отправить астронавтов после Марса. Время покажет.


10 ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Когда виртуальная реальность была впервые представлена в 1980-х годах, технология на тот момент была очень сырой. Ранние VR-игры скорее разочаровывали, нежели предлагали новые ощущения. Потенциал технологии не разглядели и другие сферы индустрии. Но благодаря нарастающей мощности современных компьютерных и игровых платформ виртуальная реальность вновь старается пробиться на рынок и побороться за наши кошельки. При этом потенциал технологии на этот раз разглядели не только в индустрии развлечений, но во многих других сферах. В каких именно — сегодня и разберемся.


Криминалистика

Физическое присутствие представителей присяжных на месте преступлений не всегда оказывается уместным, поэтому часто сцену происшествия приходится рассматривать исключительно по фото- и видеозаписям. Однако одна британская исследовательская команда создает систему виртуальной реальности, которая позволит заменить стандартное оборудование при исследовании доказательств.

Англичане на самом деле давно являются сторонниками использования подобных технологий, и вот уже более десяти лет в Колледже Вильгельма и Марии проводились исследования, связанные с этим вопросом. Команда из Саффордширского университета решила продолжить наработки в этом направлении и активно исследует различные платформы виртуальной реальности, в том числе и те, которые используются в современной игровой индустрии.

Суть заключается в том, что место преступления можно просканировать с помощью лазеров или запечатлеть на видео с помощью компактного дрона, а затем, на основе полученных данных, создать трехмерную сцену, по которой можно ходить, не боясь затоптать важные улики.

Министерство юстиции Великобритании возлагает большие надежды на развитие относительно недорогой технологии, которая не только позволит снизить расходы на расследования, но и упростит их.

Различное производство

Одна из самых интересных разработок называется CAVE (Автоматическая виртуальная среда). Принцип такой. Берется специальная комната квадратной формы, каждая стена которой является проекционным трехмерным экраном. Пользователь, зайдя в комнату, надевает специальные очки и с их помощью может изучать различные 3D-объекты под всевозможными углами. В некотором роде перед нами виртуальная голографическая установка.

Прелесть в том, что эта технология уже используется некоторыми автопроизводителями. Отметилась, например, компания Ford. Они используют физические модели своих автомобилей, на которые накладываются виртуальные модели. Во-первых, такой подход позволяет избавиться от необходимости создавать несколько физических моделей, экономя большой объем средств на разработку, а во-вторых, таким образом различные огрехи в дизайне решаются гораздо проще и быстрее.

В Ford отмечают, что если бы не виртуальная реальность, то в новейшей линейке автомобилей компании могли быть упущены некоторые дизайнерские огрехи.

Реклама

Благодаря Интернету реклама стала более направленной и навязчивой. Поэтому неудивительно, что время от времени появляются средства, позволяющие избавиться от приставучих баннеров. Однако люди в рекламной индустрии считают, что технологии виртуальной реальности способны сделать рекламу действительно интересной и полезной для потребителя.

Тон развития в этом направлении задала компания Google со своим устройством Cardboard – простенькими картонными очками со стереоскопическими линзами. Cardboard работает со смартфонами и обладает потенциалом использования в качестве легкого в производстве и дешевого средства для просмотра VR-контента.

Свой интерес в виртуальной реальности проявляют такие автопроизводители, как BMW и Volvo, предлагающие провести виртуальный тест-драйв и гонки на моделях своих новых автомобилей. Производители брендовой одежды тоже не остаются в стороне. Например, Hugo Boss и Dior запустили свои маркетинговые кампании с использованием виртуальной реальности, которая позволяет людям «поприсутствовать» на показах мод, не выходя из дома. Конечно же, это только начало и в будущем нас ожидают еще более амбициозные и интересные проекты.

Архитектура

Игровые «движки» — это своеобразные каркасы, с помощью которых при использовании специального программного обеспечения игровые дизайнеры и программисты способны создавать уникальные цифровые миры. Чаще всего движки содержат информацию о реальных физических свойствах объектов, их механике и движении.

Пожалуй, одним из самых ярких примеров долгоживущих и податливых для изменений технологий физических движков является Unreal Engine, первая версия которого была представлена компанией Epic Games в далеком 1998 году для своей игры Unreal. Его последняя версия имеет полную поддержку виртуальной реальности, поэтому неудивительно, что она нашла быструю популярность среди архитекторов. Некоторые вообще заявили, что это совершенно новый уровень и метод структурного дизайна.

На видео выше технологическая компания VRtisan демонстрирует работу виртуальной среды на базе физического движка Unreal Engine 4.12 с использованием гарнитуры HTC Vive, позволяющей интуитивно и быстро добавлять и изменять элементы виртуального пространства.

Новая жизнь для старых аттракционов

В конце 2015 года несколько канадских тематических парков развлечений начали экспериментировать с VR-дополненными поездками на аттракционах. Для этого они использовали поддерживающие смартфоны устройства, на которых выводилась картинка, синхронизированная с различными реальными поворотами, подъемами и спусками на американских горках. К марту 2016 года американская сеть тематических парков Six Flags решали полностью погрузиться в виртуальную реальность.

Теперь некоторые устаревшие аттракционы предлагают новое развлечение. Садитесь вы, например, на скучные по современным меркам американские горки, надеваете шлем виртуальной реальности и оказываетесь на борту межзвездного истребителя, задачей которого является предотвращение инопланетного вторжения. Физические особенности самих горок (повороты, наклоны, спуски и подъемы) синхронизированы с картинкой виртуального пространства и только добавляют реализма маневрам в виртуальном космосе. Весело? Не то слово! А стоит копейки, по сравнению со строительством целых новых американских горок!

Спортивные тренировки

В 2007 году стэндфордский игрок в американский футбол Дерек Белч был просто поражен работой профессора Джереми Бейленсона «Коммуникация 166: виртуальные люди». Предложенная Белчем чуть позже идея виртуального футбольного тренера оказалась слишком ранней для уровня технологий того времени.

«Я ему сказал вернуться, когда технологии станут современней. И он вернулся», — рассказывает Бейленсон.

Сегодня компания STRIVR Labs превратила идею Белча в полноценную систему, уже внедренную в несколько институтских тренировочных футбольных программ, а также профессиональную команду Dallas Cowboys. Система позволяет записывать трехмерное видео во время тренировки, а затем использовать его для пошагового инструктажа того же самого игрока, но уже со стороны. Вы наверняка такое видели в каких-нибудь гоночных видеоиграх, где после заезда одного игрока, стартует другой, который гонится за «призраком» первого. Здесь все то же самое, только на совершенно ином, трехмерном уровне.

Симуляция хирургических операций

Вполне возможно, что в скором времени Монреальский неврологический институт станет выпускать самых лучших в мире нейрохирургов. Все дело в том, что здесь используется симулятор нейрохирургии NeuroTouch Cranio, позволяющий неопытным студентам оттачивать свои навыки до мастерства без боязни каких-либо последствий для пациентов.

На создание этого симулятора подтолкнула не совсем положительная статистика хирургических ошибок в канадских больницах. И исправить положение как раз призвана вот такая система. Будучи и без того уникальным и сверхполезным инструментом для обучения будущих хирургов, система NeuroTouch Cranio способна анализировать качество исполнения операций, давать на основе этого полезные рекомендации для улучшения навыков обучаемых и даже проводить оценку того, подходит ли человек для того, чтобы стать нейрохирургом.

Более того, в системе предусмотрен специальный режим, который позволяет выяснить, готовы ли студенты к стрессовым ситуациям, всегда возникающим при безнадежных случаях лечения.

Лечение фобий

Как известно, клин клином вышибают. Именно такой подход считается одним из наиболее эффективных при лечении различных фобий. Пациентам дозированно создают среды взаимодействия со своими страхами, которые в конечном итоге берутся под контроль, и происходит излечение. Учитывая то, какой стресс, а в некоторых случаях злобу испытывает пациент при таком виде лечения, вокруг подобной терапии очень часто ходят споры на тему этических аспектов. Кроме того, существует некоторое сомнение в эффективности лечения таких фобий, как боязнь большой высоты или полетов на самолетах.

С другой стороны, использование виртуальной реальности для создания искусственной среды способно полностью разрешить все вопросы, связанные с опасностью при лечении всех этих страхов. Университет западной Виргинии в Чарлстоне использует специальные программы виртуальной реальности, которые позволяют пациентам встретиться лицом к лицу с сами разными страхами, начиная от боязней толпы (в которой виртуальная толпа начинает бросаться разными предметами) и заканчивая боязнью высоты (где пациенту предлагают пройти по виртуальному узкому стеклянному мосту).

Несмотря на то, что сама по себе система очень простенькая и графика виртуальной среды здесь далеко не самая передовая, практика подобной терапии уже показывает свою эффективность. Вслед за Университет западной Виргинии другие заведения стали прибегать к более современным аппаратным средствам, например, к тем же очкам Oculus Rift.

Помощь парализованным людям

Эффективность в лечении парализованных людей доказал удивительный эксперимент Мигеля Николелиса, нейроученого из Дьюкского университета (США) и его команды исследователей, которые использовали экзоскелет и шлем виртуальной реальности, позволившие квадроплегикам (люди с парализованными руками и ногами) вновь испытать чувство того, что они могут ходить.

В рамках эксперимента пациентов помещали в виртуальную среду, где они могли управлять своими конечностями с помощью экзоскелета. У всех восьми испытуемых было отмечено улучшение уровня сенсомоторики.

Как указывают исследователи, виртуализация сенсорной и мышечной активности заставляет нервную систему человека вновь активизировать свою работу после получения травмы. Несмотря на то, что ученые пока не совсем понимают, как это происходит, результаты действительно впечатляют. После годовой терапии у половины пациентов, принимавших участие в исследовании, наблюдается существенное улучшение моторных функций, вплоть до того, что некоторым меняют диагнозы от «полной парализации» до «частичной».

Тренировка полицейских

Военные и полицейские тренировочные симуляторы совсем не новы. Однако система под названием VirTra 300 заметно выделяется на фоне остальных, по крайней мере среди полицейских агентств США. Здесь вместо тренировки точности стрельбы в первую очередь тренируются навыки, которые позволяют минимизировать применение смертельной силы.

Очень гибкая в настройке программа помещает офицеров полиции в уникальные виртуальные ситуации, выход из которых может быть самый разный, в зависимости от реакции самого пользователя. Каждая симуляция содержит десяток различных сторонних сценариев, изменять которые можно в режиме реального времени. Задача программы – научить полицейского различным методам деэскалации напряженности и минимизировать случаи применения смертельного оружия.

Подобная система дает возможность офицерам-новичкам преуспеть в симуляциях реальных жизненных ситуаций, в которых другие офицеры уже провалились. Кроме того, полицейские здесь набираются опыта нахождения в опасных ситуациях, на самом деле в них не находясь. Так как система виртуальной тренировки полицейских начала использоваться совсем недавно, только время покажет, насколько виртуальная реальность может быть эффективна для подготовки стражей правопорядка и снижении далеко не всегда оправданной смертельной силы.


АВТОВАЗ ОБДУМЫВАЕТ СОЗДАНИЕ АВТОПИЛОТА

Исполнительный вице-президент по инжинирингу АВТОВАЗа Харальд Грюбель рассказал журналистам РИА Новости, что в данный момент идёт обсуждение возможности создания системы автоматического управления автомобилем. По его словам, сейчас всё находится на раннем этапе, но мировые и евроепейские тенденции указывают на необходимость работы в этом направлении.


Пока неясно, как автопилот будет применяться в автомобилях LADA, но специалисты делают ставку на облегчённую систему ADAS (Advanced Driver Assistance Systems – «ассистент водителя») c ограничителем скорости. Автопилот может быть очень полезен в пробках, например, когда водитель может устать, ожидая начала движения, и заснуть. В этом случае машина тронется сама и продолжит движение по пробке на небольшой скорости без участия владельца.

«Это может сделать жизнь автомобилиста комфортней, если он находится где-нибудь в Москве», – объяснил Харальд Грюбель.

Он также добавил, что один из главных вопросов, который сейчас интересует специалистов, — возможность производить доступное по цене решение.

Когда у автомобилей производства АВТОВАЗ появится ассистент водителя, пока неизвестно, но специалисты сообщают, что уже через пять-десять лет наличие этой функции будет очень важно для потребителя.


ЭВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ: СИНТЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ ПРЕДВИДИТ СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ ПРИРОДЫ

Некоторые биологические процессы настолько тесно связаны с жизнью, которая нам известна, что можно было бы решить, что все ключевые события в области биохимии уже произошли. Такие процессы, как фотосинтез и гликолиз, существуют на протяжении тысячелетий и имеют важное значение для выживания многочисленных видов. Но Земля находится лишь на полпути своей пригодной для жизни фазы, от 1,75 до 3,25 миллиарда лет истории эволюции еще ждет нас впереди.


И значит, весьма вероятно, что в основе метаболической химии произойдут коренные изменения, появятся новые процессы, прежде чем Земля перестанет поддерживать жизнь. Так считает Джоди Брюстер из Университета Огайо в Новой Зеландии, опубликовавшая статью в журнале Royal Society Biology Letters, и ее коллеги.

На что будут похожи эти процессы, это еще предстоит выяснить, но Брюстер говорит, что зарождающаяся область синтетической биологии может указать нам в направлении эволюционного будущего. Позволяя ученым возиться с генетическим кодом в самом сердце живого, синтетическая биология могла бы ускорить и наш собственный прогресс в приобретении революционных новшеств.

Синтетическая биология — это, если кратко, применение инженерных принципов к фундаментальным молекулярным компонентам биологии. Ключ к этому процессу — способность создавать генетические схемы, которые перепрограммируют организмы, заставляя их делать такие вещи, как, например, производство биотоплива или прекурсоров для фармацевтических препаратов. Правда, выгодно ли это коммерчески, это совсем другой вопрос.

Джим Коллинз из MIT, один из основателей синтетической биологии, сравнивает ее с внедрением инженерии в генную инженерию. Практически возвести в квадрат.

«Генная инженерия переносит ген от вида А к виду Б, — говорит он. — Это эквивалентно замене красной лампочки зеленой. Синтетическая биология ориентирована на проектирование основной схемы, на которой размещены эти красные или зеленые лампочки».

Вместе с введением совершенно новых процессов в клетки, синтетические биологи работают над улучшением и тех, которые уже в них протекают. Несмотря на миллионы лет эволюции, некоторые аспекты фотосинтеза «остаются крайне неэффективными», пишет Брюстер. Улучшенный фотосинтез может оказать огромное влияние на продуктивность сельского хозяйства.

Некоторые ученые попытались применить более эффективные подходы к фотосинтезу на примере простых организмов.

Цианобактерии добились более высокой эффективности за счет концентрации CO2 в органеллах под названием карбоксисомы, которые заполнены ферментом РуБиСКо (рибулозобисфосфаткарбоксилаза), необходимым для фиксации углерода. Группа из Корнелльского университета создала растения табака, которые экспрессируют цианобактериальный РуБиСКо в кабоксисомо-подобных структурах внутри хлоропластов растений, повышая скорость фиксации в них углерода. Израильская команда пошла еще дальше, объединив существующие метаболические строительные блоки из различных организмов и разработав множество синтетических путей фиксации углерода, некоторые из которых превзошли природные.

Гликолиз — метаболический процесс, высвобождающий энергию из глюкозы — крайне неэффективен. Многие варианты этого процесса включают этап, в котором только четыре атома углерода из шести в сахаре находят хорошее применение, а два других теряются в виде CO2. Это побудило команду из Калифорнийского университета разработать синтетический процесс, неокислительный гликолиз, который находит всем шести атомам углерода хорошее применение.

Несмотря на огромное количество мозговых усилий, которые привели к решениям этих метаболических неэффективностей, Брюстер и ее коллеги считают, что время, отведенное на эволюцию, которое у нас еще осталось, означает, что природа почти наверняка доберется до этих решений. Тот факт, что горизонтальный перенос генов — когда генетический материал передается между видами — настолько распространен у бактерий, делает это еще более вероятным.

Если эти адаптации предлагают эволюционное преимущество, они почти наверняка разойдутся по природе. Следовательно, как говорят Брюстер и ее коллеги, синтетическую биологию можно рассматривать как «биологию, которой еще нет в базах данных». Решения, изобретаемые синтетическими биологами, могли существовать в прошлом, просто не нашли продолжения, либо же развиться в будущем.

Однако размышляя об эволюционных событиях будущего, синтетические биологии могут и ускорить эту эволюцию.

Природные инновации в регуляции генов имеют центральное значение для крупных прорывов в развитии жизни, например, как появление многоклеточности или сложных путей развития. Новые инновации в регуляции генов, разрабатываемые синтетическими биологами, почти наверняка приведут к кардинальным фенотипическим изменениям будущих организмов, говорит Брюстер.

Идея того, что природа неизбежно подхватит новшества синтетической биологии, может быть слишком упрощенной. Ученые пришли к выводу, что «только время покажет, увеличат ли те или иные эволюционные траектории приспособленность организмов», но синтетическая биология не ставит перед собой задачу дать выжить сильнейшему: она движима лишь потребностями людей.

Синтетическая биология может привести к появлению биологических систем, которые никогда не появились бы в природе. Едва ли природа нашла бы применение бактериям, которые могут производить биотопливо. Синтетическая биология может дать нам не только понимание того, куда нас ведет эволюция, но и того, на чем эволюция заканчивается. Возможно, людям стоит взять управление этим на себя.


КОМПЛЕКС РЭБ «ШИПОВНИК» ПОМОЖЕТ ВЗЛАМЫВАТЬ БЕСПИЛОТНИКИ

Объединённая приборостроительная корпорация (ОПК) начнёт выпускать «Шиповник-АЭРО», новый комплекс радиоэлектронной борьбы, способный взламывать и брать под контроль бортовые системы беспилотных летательных аппаратов, — передаёт Интерфакс со ссылкой на представителей ОПК.


«Разработка РЭБ уже идёт полным ходом, в данный момент, — сообщает представитель ОПК, — идёт расширение возможностей комплекса: планируется увеличить радиус действия и скорость взлома систем».

Опытные образцы «Шиповник-АЭРО» уже испытывают российские военные, даже сейчас РЭБ демонстрирует успехи, взламывая многие беспилотники за секунду. если параметры аппарата неизвестны, взлом длится несколько минут. Система уже включена в перечень перспективных средств борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Скоро её планируют принять на вооружение.

Серийное производство РЭБ «Шиповник-АЭРО» планируют запустить через пару лет, а пока Минобороны тестирует комплексы, изучает проект и результаты заводских испытаний, попутно отправляя замечания разработчикам системы из ВНИИ «Эталон», входящего в состав ОПК.


ИЗЛИШКИ ВЫДЕЛЯЕМОГО ЗАВОДАМИ ТЕПЛА МОГУТ ПРЕВРАТИТЬ В ПОЛЕЗНУЮ ЭНЕРГИЮ

Показанный на изображении ниже термический метаматериал способен сделать возможным термофотоэлектрические девайсы, которые генерируют электричество из теплового излучения. Данная технология может быть приспособлена для использования тепла, выделяемого заводами, электростанциями, двигателями машин и выхлопными трубами автомобилей. Таким образом, энергия, которая сейчас теряется, может быть повторно использована человеческой цивилизацией.

Международная исследовательская команда использовала «термический метаматериал» для контроля за выделением излучения от высоких температур, что даст возможность девайсам эффективно «собирать урожай» того тепла, которое выделяют через свои трубы заводы и электростанции.

Результаты проведенного исследования были опубликованы ранее в этом году в журнале Nature Communications. Работа проводилась учеными из США, Германии и Канады.

Примерно 50% или даже 60% энергии, вырабатываемой на получающих энергию из угля или нефти электростанциях, теряется, выделяясь в качестве тепла.

Исследователи показали возможность ограничения выделения теплового излучения в той части спектра, которая наиболее подходит для термофотоэлектрической технологии.

Доцент Университета Пердью Зубин Якоб (Zubin Jacob) отмечает, что подобные устройства требуют тепловых выделений в определенном спектре и в ходе исследования были показаны те свойства материала, которые способны сделать так, чтобы очень горячий предмет выделял излучения только определенных цветов. Основная идея состоит в том, чтобы научиться контролировать процесс выделения тепла при высоких температурах, что никогда не делалось ранее.

Термический метаматериал — нанослои вольфрама и оксида гафния — были использованы для подавления выделения одной части спектра и усиления выделения другой.

Метаматериалы являются композитными решениями, содержащими функции, образцы и элементы, такие как маленькие наноантенны, обеспечивающие не доступный ранее контроль над световым излучением. Разработки метаматериалов велись примерно 15 лет. Для их производства необходима высокая точность, измеряемая в нанометрах.

Возможность управления инфракрасным тепловым излучением при температурах на уровне 1000 °С открывает для исследований новые возможности. Технология, которая использовалась исследователями для подтверждения своих предположений, фундаментально отличается от подходов, применяемых сегодня в термальной инженерии.

Основной принцип работы фотоэлектрической ячейки состоит в том, что полупроводниковый материал подсвечивается светом, заставляя электроны перемещаться с одного энергетического уровня на другой. Электроны в полупроводнике формируют валентную зону при том, что материал остается темным.

Но воздействующий на материал яркий свет заставляет электроны впитывать энергию, собирая ее из зоны высокой энергии, называемой зоной проводимости. Когда электроны перемещаются в зону проводимости, они оставляют после себя «дыры» в валентной зоне. Область между двумя этими зонами, где электроны отсутствуют, называется бандгап.

Необходимо предотвратить выделение тепла ниже бандгапа и усилить тепловыделение выше бандгапа, что и было проделано исследователями. Ими использовался топологический переход, который ранее не применялся для усиления или подавления выделения тепла. Таким образом было повышено выделение тепла в зоне высокой энергии. Это позволило получать выделяемый свет только в энергетическом спектре выше бандгапа.

Исследования, которые могут быть проведены в будущем, станут включать в себя работу над преобразованием излучения от термического метаматериала в электронно-дырочные пары в полупроводниковом материале, что является важнейшим шагом в дальнейшей разработке данной технологии. Термофотоэлектрическия технология может быть готова к коммерциализации в течение семи лет, отмечает Зубин Якоб.


DOOGEE F7 PRO: КОГДА СКОРОСТЬ НЕ БУДЕТ ЛИШНЕЙ

Вы когда-нибудь чего-то ждали достаточно долго? Не в целом, а именно из мира гаджетов? Doogee F7 Pro пришлось подождать, но компания оправдала надежды покупателей и представила действительно достойный аппарат, который можно купить уже сегодня.


Doogee F7 Pro — смартфон, который собирали воедино с применением передовых технологий, что не может не радовать. Именно по этой причине, стараясь соответствовать слогану «Мы изменили представление о скорости», в аппарат установили правильные комплектующие. Судите сами: процессор Helio X20 о десяти ядрах, 4 гигабайта памяти оперативной, камера от Sony — IMX230. Фоторешение за разумные деньги? А почему бы и нет при апертуре f/2.2 и 6 линзах? Раньше этим кичились только гранды мобильной фотографии, а теперь создать полноценный мобильный фотоаппарат могут и инженеры, которые не имеют за плечами внушительных фабрик и гордых имён. Без лишней мускульной обвески, но как раз то, что нужно для взыскательного пользователя.

Само собой, экран во флагманском аппарате — 5,7 дюймовый при разрешении FullHD. Да, 2K на таких диагоналях смотрится интересно, но лишних аппаратных ресурсов не бывает, так что решение всё же верное. Да и куда без USB Type-C с поддержкой быстрой зарядки. Новые зарядные устройства, новые аксессуары, которые вскоре вытеснят прошлый мир с microUSB — а вы уже на передовой.

Да, есть и более компактное решение. Ну, относительно. 5,5 дюйма экрана, модуль камеры от Samsung да 3 гигабайта оперативной памяти. Батарейка скромнее, 3400 мАч вместо 4000, но это в данном случае оправдано. Главное, что в Doogee смогли предоставить пользователю выбор, о чём многие компании забывают, перекраивая портфолио устройств под сиюминутные нужды.

А когда за устройство, построенное на современном десятиядерном чипсете, с массой свежих инженерных решений и в отличном корпусе просят от 12 до 16 тысяч рублей, то становится понятно, что смотреть стоит не только на «флагманы», но и с умом подходить к покупке, не пробивая в бюджете брешь. Сейчас это особенно актуально.


КОСМИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В СТАЗИСЕ ГОРАЗДО БЛИЖЕ К РЕАЛЬНОСТИ, ЧЕМ МОЖНО ПОДУМАТЬ

Еще одна технология из научной фантастики может найти реальное воплощение и при этом гораздо раньше, чем обещалось в самых смелых прогнозах футурологов. Космические миссии в дальний космос могут потребовать годы полета к пункту назначения, и люди к таким путешествиям просто не приспособлены. Поэтому аэрокосмическая компания SpaceWorks при финансовой поддержке аэрокосмического агентства NASA ведет разработку решения данного вопроса. Проверять новую технологию планируется в рамках относительно короткого полета к Марсу, занимающего несколько месяцев.


Только представьте ситуацию, в которой три-четыре человека на несколько месяцев находятся заточенными в помещении размером с небольшую комнату, а после выполнения поставленной задачи им приходится опять возвращаться в эту комнату и находиться в ней еще несколько месяцев, изнывая от отсутствия возможностей чем-то себя занять. Если вы сейчас подумали о каком-то новомодном реалити-шоу, подталкивающем участников друг друга поубивать, то вы недалеки от истины. Именно с такими проблемами и дефицитом пространства столкнутся астронавты при полетах в дальний космос. Просто представьте, что в рамках этого путешествия люди, например, серьезно поссорятся.

Но это далеко не все проблемы, с которыми придется столкнуться. Например, не меньшее удивление вызывает тот объем ресурсов, необходимый для доставки, скажем, шести человек на Марс. В NASA подсчитали, что в этом случае потребуется космический аппарата с 380 кубическими метрами жилой площади и весом 28 тонн. Шести голодным астронавтам потребуется на весь перелет туда и обратно 13 000 килограммов провизии. А вот если использовать в рамках того же самого полета технологию стазиса, то не только можно будет существенно сократить объем необходимой еды, но и существенно снизить общий вес ракеты-носителя и космического аппарата, а также объем потребляемого ими топлива.

Что такое стазис? Это состояние, при котором максимально замедляются все метаболические процессы в организме. Процесс больше похож на гибернацию организма, нежели на что-то более научно-фантастическое, вроде криосна. Но дело в том, что организм человека не обладает естественной возможность гибернации, однако в состояние, близкое к гибернации, человека можно помести искусственным путем. Более того, такая технология уже существует и весьма активно практикуется в медицине. Правда, называется она несколько иначе – искусственная кома. Обычно в это состояние вводят человека после получения серьезных травм, чтобы позволить организму, не растрачивая свою энергию на другие метаболические процессы, направить ее на самоизлечение.

Находясь в таком состоянии, астронавты будут получать все необходимые питательные вещества и элементы внутривенно. Однако практика показывает, что парентеральное питание (оно же внутривенное) при долгом применении может вызывать ряд весьма серьезных проблем. Именно решением этих вопросов и займется компания SpaceWorks. Но возможность вводить человека в стазисное состояние гораздо ближе, чем можно было подумать раньше.


В КАЛИФОРНИИ НАЙДЕН ЧЕРЕП СТРАННОГО СУЩЕСТВА

В Калифорнии группа палеонтологов обнаружила череп странного существа, который не поддается научному описанию. По словам исследователей, череп может принадлежать одному из древних мамонтов, но останки животных с таким строением ранее никогда не находили.


Палеонтологи, нашедшие реликвию, утверждают, что ей не менее 10 тысяч лет, при этом для своего возраста структура костей сохранилась достаточно хорошо и пригодна для изучения. Более точный возраст черепа в данный момент устанавливает экспертиза, но точно известно, что животное погибло в период глобального похолодания. Это может являться одной из причин того, что строение древнего мамонта отличается от своих сородичей. Многие виды в ту эпоху приобретали иные черты строения в сравнении с более старшими формами своего вида. Череп далекого предка современных слонов в несколько раз меньше, чем все обнаруженные ранее кости мамонтов, и можно было бы предположить, что это череп детеныша, но все детали строения указывают на то, что череп принадлежит взрослой особи. Так что, вполне возможно, американские палеонтологи обнаружили ранее неизвестный исчезнувший вид.

Стоит сказать также, что найденный череп мамонта является древнейшим реликтом, который когда-либо был обнаружен на территории Северной Америки, а последняя подобная находка состоялась более 20 лет на Нормандских островах. Череп, найденный тогда, был схож с описанным в статье, но был сильно потрепан временем и данных для точного установления возраста и вида особи было недостаточно.


ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОМПЬЮТЕР APPLE II ПОЛУЧИЛ ОБНОВЛЕНИЕ ВПЕРВЫЕ С 1993 ГОДА

Компания Apple известна своей лояльностью к пользователям старых моделей своих устройств и поддерживает их так долго, как только может. Тем не менее старые модели рано или поздно уходят на заслуженный покой и остаются лишь в сердцах фанатов и на полках коллекционеров. Однако находятся энтузиасты, которые любят «поковыряться» в старых девайсах и добавить им новые функции.


Компьютер Apple II — это первый компьютер, который компания из Купертино поставила на серийное производство (тогда корпорация еще носила название Apple Computer). Apple II являлся продолжением линейки Apple I, никогда не производившегося в больших количествах и первые партии которого Стив Джобс и другие сооснователи компании собирали у себя в гараже, что хорошо показано в фильме «Пираты силиконовой долины» (правильнее, конечно, «Пираты кремниевой долины», но в народе такое некорректное название перевода уже устоялось).

Продолжая разговор об Apple II: компьютер впервые был показан публике в 1977 году на выставке West Coast Computer Fair и стал одним из наиболее коммерчески успешных персональных компьютеров своего времени. Производились компьютеры Apple II вплоть до начала 90-х годов, а операционная система устройства последний раз обновлялась в 1993 году.

И вот в году 2016 программист-энтузиаст Джон Брукс выпустил обновление операционной системы для старичка Apple II. Апдейт операционной системы был выпущен в честь тридцатилетнего юбилея модификации Apple II — Apple IIGS, которая была одной из самых популярных на рынке в свое время. Но несмотря на это, как уверяет Джон, обновление поддерживает абсолютно всю линейку компьютеров Apple II. Обновленную версию господин Брукс назвал ProDOS 2.4, в которой полностью обновилась функциональность устройства, была добавлена поддержка USB-интерфейсов с возможностью подключения практически любых USB-устройств, а также внедрен интерпретатор языка BASIC.

Кроме того, если у вас по каким-то причинам дома отсутствует Apple II, вы тоже можете ознакомится с обновленной операционной системой благодаря выложенному в Сеть эмулятору.

Разрешается использование пресс-релизов, новостей и других информационных материалов, предназначенных для общественного пользования, с целью информирования общественности, при условии указания веб-портала «Zentrix» в качестве источника информации.
Автор материала:
Гость
Логин на сайте: Гость
Группа: Гости
Статус:
Зарегистрирован дней:
День рождения:
О материале:
Дата добавления материала: 13.11.2016 в 11:35
Материал просмотрен: 407 раз
Категория материала: HI-TECH
К материалу оставлено: 0 комментариев
Рейтинг материала 0
Вы находитесь на этой странице

секунд!
Всего комментариев: 0
  • Комментарии через сайт

    avatar

  • Комментарии через ВК

  • Комментарии через Facebook