Главная » 2016 » Ноябрь » 13 » HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 19
20:00
HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 19

МЕЧТА ПИРОМАНА: В СЕТИ СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНОЙ МАКРОСЪЁМКА СГОРАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

Мы уже неоднократно рассказывали вам о том, что человек способен получить удовольствие не только от созидания, но и от бесповоротного уничтожения чего-либо. Есть в разрушении что-то влекущее и необъяснимо притягательное. Этой чертой человеческой натуры руководствуются те, кто снимают для YouTube видео, где всевозможными способами уничтожают популярные гаджеты и прочие предметы. В последнее время особенно популярными стали ролики, в которых объекты сжигают газовой горелкой, демонстрируя зрителям процесс при помощи удивительной красоты макросъёмки.


Есть такая психическая болезнь пиромания, когда человека непреодолимо влечёт к поджогам всего и всея. Так вот, эти видеоролики запросто можно было бы счесть «мечтой пиромана», ведь в пламени сгорает буквально всё: от детских игрушек до смартфонов, LCD-телевизоров и игровых консолей. Предлагаем вашему вниманию несколько таких видео. И настоятельно не рекомендуем вам повторять такие эксперименты в домашних условиях. На самом деле, даже осознавая бессмысленность такого рода развлечения, иногда ловишь себя на мысли, что в таких видео то и дело проглядывает некая красота. Обратите внимание, как красиво на макросъёмке сгорает, например, компакт-диск. Словно целая галактика взрывается под воздействием огромной температуры.


ИНЖЕНЕРЫ LEXUS СОЗДАЛИ АВТОМОБИЛЬНОЕ КРЕСЛО ИЗ ПАУТИНЫ

Что-то давно у нас не было интересных новостей из мира автоиндустрии. Пора это срочно исправлять. Инженеры компании Lexus, принадлежащей концерну Toyota Motor, разработали концепт кинетического автомобильного кресла, созданного из синтетического паучьего шёлка. Новинку собираются представить публике в рамках ежегодной международной выставки «Парижский автосалон 2016», которая откроет свои двери для посетителей уже 1 октября 2016 года.

Инновационное кресло не только создано из синтетического аналога паучьего шёлка, но ещё и выглядит так, словно паутину натянули на металлический каркас. Подобная сетевая структура позволит максимально точно повторить и запомнить контуры тела водителя или пассажира. Вес тела человека эффективно распределяется по сети, что увеличивает комфорт и снижает усталость во время продолжительной поездки.

Создатели кресла также утверждают, что кресло было создано с учётом всевозможных внешних воздействий. Во время выполнения водителем различных манёвров, кресло будет немного перемещаться вместе с телом водителя, компенсируя внешние раздражители и снижая силу толчков и ударов. Более подробно о новинке нам расскажут совсем скоро — в начале октября текущего года.


В КАНАЛАХ АМСТЕРДАМА ОПРОБУЮТ БЕСПИЛОТНЫЕ ЛОДКИ

Жители города уже в самом начале 2017 года смогут увидеть первые беспилотные лодки, плавающие по живописным каналам Амстердама, сообщает Reuters. Если проект, частично финансируемый Массачусетским технологическим институтом, «выстрелит», возможно, владельцам обычных лодок скоро придётся потесниться и начать делить водную гладь каналов с роболодками, которые так и называются — «Roboats».


«Представьте себе флот из автономных судов, — говорит профессор Карло Ратти из Массачусетского технологического института, инвестировавший в проект почти 30 миллионов долларов, — подумайте о динамических, способных собраться в большую конструкцию плавучих понтонах!»

По его мнению, день, когда десятки робосудов будут перевозить по каналам грузы, а сотни плавучих платформ смогут собраться воедино, образовав новый объект, например, мост или причал, не так уж и далёк.

Профессор Арьян ван Тиммерен, научный руководитель проекта, рассказал, что в случае успешной его реализации произойдёт своеобразный высокотехнологичный возврат в 17 век, когда именно каналы Амстердама были главной транспортной системой города, по ней доставляли грузы и перевозили пассажиров. Сейчас большинство лодок в городе используются для отдыха.

Исследователи рассчитывают, что роболодки (Roboats) смогут прижиться и в других городах, ведь множество населённых пунктов расположены вблизи рек и других водоёмов.

Планы амбициозны, но до их реализации ещё очень далеко, ведь одной концепции явно маловато для того, чтобы всё начало работать. У лодок есть и проблемы — в сравнении с автомобилями они менее устойчивы, а их вместимость тоже оставляет желать лучшего. Впрочем, дождёмся 2017 года, а там и поглядим. Может, оно и правда того стоит.


ХАКЕРЫ-АВТОВЗЛОМЩИКИ ПОЛУЧИЛИ ДОСТУП К СИСТЕМАМ TESLA MODEL S

Исследователи из Keen Security Lab, отдела безопасности китайского интернет-гиганта Tencent, продемонстрировали удалённый взлом автомобиля Tesla Model S. Специалисты Tesla Motors уже устранили уязвимость, выпустив обновление безопасности для автомобилей. Keen Security Lab работали с Tesla над выявлением программных недоработок, поэтому результаты исследований и взлома выложили в Сеть уже после того, как сообщили о найденных лазейках производителю автомобилей и дождались обновления, закрывающего обнаруженные лазейки для хакеров.


Уязвимость работала через узел бортового компьютера, который осуществлял контроль и управление многими системами автомобиля. Для получения несанкционированного доступа к программам и системам Tesla Model S, необходимо было заставить его подключиться к Wi-Fi злоумышленников. Работал зловредный эксплоит через веб-браузер автомобиля.

Да, просто так взломать Model S не получилось, но тем не менее при определённом стечении обстоятельств это стало возможным. Получив доступ к системам авто, специалисты из Keen Security Lab перехватили контроль за системой блокировки дверей, информационно-развлекательной системой автомобиля, смогли сложить боковое зеркало, открыть багажник, запустить электроприводы сидений, включить габаритные огни и активировать тормоза во время движения машины.

Пресс-служба Tesla Motors сообщает, что уязвимость была заблокирована спустя несколько дней после получения отчёта от Keen Security Lab. Специалисты Tesla Motors оценили вероятность взлома до выпуска «заплатки» как очень низкую, теперь, по заверениям специалистов, лазейка для хакеров закрыта.

Команда Keen Security Lab высоко оценила действия специалистов Tesla Motors, отметив, что другим производителям обычно требуется больше времени для выпуска и отладки обновлений.


МОДУЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ ИГРОВЫХ ДОМАШНИХ КОНСОЛЕЙ: ЕСТЬ ЛИ ШАНСЫ?

Рынок домашних игровых консолей стремительно изменяется. То, что раньше являлось удачной инвестицией в центр своих цифровых развлечений на 5-7 лет, сейчас постепенно приобретает форму лишь очередного бессмысленного вложения в ожидании более современного железа. Sony и Microsoft собираются выпустить обновленные версии своих игровых приставок. PlayStation 4 Pro обещана на ноябрь, Project Scorpio от Microsoft должна поступить в продажу в следующем году. Эти события определенно расстроят владельцев оригинальных PlayStation 4 и Xbox One, так как их инвестиции в скором времени станут «неактуальными».


В свою очередь, для ПК-игроков подобные события никогда не были проблемой – при необходимости аппаратные средства можно без проблем обновить на более производительные. Но и здесь есть свои недостатки. Несмотря на то, что подверженность модернизации является одним из основных преимуществ ПК, для среднестатистического владельца она нередко приводит к головной боли.

Та же компания Razer пытается изменить рынок ПК с помощью своей системы Core. Устройство позволяет использовать десктопную графику вместе с портативным лэптопом, просто подключив мощную железку по проводам. Все, что необходимо сделать пользователю, так это выбрать вариант графического ускорителя по своему карману и желанию, поместить его в Core и подключить устройство к лэптопу через кабель Thunderbolt 3. Закончив играть, пользователь просто отключает кабель от лэптопа и опять получает портативную машину для офисных задач. Что интересно, этот же подход может стать вполне актуальным для будущих поколений игровых консолей.

Чтобы понять, как работает эта технология обновления, портал Digital Trends связался с Трэвисом Ферстом, руководителем производственного направления компании Razer.

«Razer Core является продуктом массового сотрудничества с крупнейшими технологическими компаниями мира», — говорит Ферст.

«Мы работаем с Intel и их командой разработчиков Thunderbolt. Большая часть заслуги того, что этот продукт появился на рынке, принадлежит именно этому сотрудничеству. Microsoft помогла нам с программными средствами и поддержкой ОС, обеспечив беспроблемный переход от интегрированной к дискретной графике. Помощь и поддержка AMD и NVIDIA тоже оказалась для нас очень важной».

«Здесь нет никаких обязательств», — продолжает Ферст.

Это означает, что любой производитель железа может добавить поддержку Core в качестве опции. Это также означает, что модульная графическая технология полностью открыта как для Sony, так и для Microsoft. Хотя Sony не объявляла о планах использовать модульную графику, совсем несложно проследить за тем, почему эта технология однажды может быть адаптирована японской компанией. Пожалуй, важнейшим фактором служит то, что такой подход позволит существенно повысить производительность без необходимости выпуска целой новой консоли.

«Я думаю, основной концепт модульности для ПК – возможность быстрого и легкого способна обновления и увеличения производительности, — может сработать и с консолями», — говорит Ферст.

Если копнуть глубже
Есть, конечно, и минусы в том, чтобы делать консоли модульными. Майкл Пахтер, аналитик агентства Wedbush Securities комментирует:

«Модернизация не имеет смысла, если готовность ее использовать выразит лишь часть потенциальных клиентов. Это создаст серьезные различия в графических стандартах для игр, что в конечном итоге приведет к ограничению рынка и очень расстроит разработчиков».

В словах Пахтера действительно имеется смысл. Владельцы нынешних консолей уже расстроены тем фактом, что новые приставки появятся гораздо раньше, чем было с предыдущими поколениями. Ведь появление новых консолей заставит владельцев старых чувствовать себя несколько неуютно на фоне тех людей, которые уже будут готовы обновить свои центры развлечений.

«Я думаю, что игры скорее будут (и должны) разрабатываться с учетом наименее производительного железа», — продолжает Пахтер, добавляя, что консоли не могут адаптировать нынешнюю модель ПК.

Что интересно, с этим соглашаются Microsoft и Sony. Во время пресс-конференции Microsoft на игровой выставке E3 компания четко дала понять, что все игры для Xbox One должны стать совместимыми с более старым железом. Это, в свою очередь, создает дополнительную проблему. Как отмечают инсайдеры, разработчики игр очень недовольны тем фактом, что теперь игры придется разрабатывать с учетом двух наборов аппаратных средств.

Например, Рами Исмаил, основатель студии Vlambeer, занимающейся разработкой инди-игр и выпустившей на рынок такие тайтлы, как Ridiculous Fishing и Nuclear Throne, несколько опечален фактом фрагментации нынешнего поколения игровых приставок.

«От такой работы, если разработка не поддерживается самим владельцем платформы, профит будет минимальный, если вообще будет», — говорит Исмаил.

Наличие огромного числа тех же проданных оригинальных версий приставки PlayStation 4, вероятнее всего, заставит множество разработчиков сосредоточить свое внимание в первую очередь на выпуск игр, технические требования которых соответствуют именно возможностям этой версии, а уже затем проводить дополнительную работу для раскрытия возможностей версии PS4 Pro.

«Ни одна из новых возможностей не может быть передана через не-4K- и не-HDR-контент, поэтому маркетинговая выгода от этого минимальна», — продолжает Исмаил.

«А так как возможности заблокировать некоторую функциональность PS4 Pro и сделать ее новые возможности предметом платного доступа фактически нет, то и никакого профита с этого получить не представляется возможным».

Исмаил, тем не менее, не соглашается с тем, что все действительно так плохо, как выглядит.

«Я, конечно, не наблюдал того, что разработчики были счастливы факту фрагментации нынешнего поколения консолей, но в большинстве случаев этот факт не сильно на них скажется. Все потому, что наличие версии PS4 Pro не является обязательным требованием для получения удовольствия от новых игр».

Модульность, как ни посмотри, создаст для Microsoft и Sony лишнюю головную боль, по крайней мере если речь идет о разработчиках. Если последним не будет выставлено обязательное требование вести разработку и для обновленных версий приставок, то большинство и не будет. Однако наличие обязательного требования определенно вызовет недовольство.

Будущее за модульностью, нравится вам это или нет
Sony недавно сообщила, что на выпуск более мощной версии PlayStation 4 ее вдохновил рост ПК-гейминга. По мнению компании, чем старше становятся игроки, тем более стабильный доход они получают и стремятся вложить свои деньги в ту систему, которая сможет предложить им самый яркий игровой опыт. Sony считает, что теперь, помимо Xbox, она ведет прямую конкуренцию с рынком ПК, и чтобы выиграть эту схватку, ей необходимо создать систему, которая не только упрощает владение игровой консолью, но и делает ее такой же мощной, как игровые ПК-системы.

Переход на модульность в этом случае выглядит вполне логичным шагом вперед. Ведь технология не только позволяет буквально на лету повысить мощность и качество графики, но и откроет для консолей возможности модернизации, доступные сейчас исключительно для среды ПК. На фоне этого некоторое «недопонимание» со стороны разработчиков может уйти на второй план. В конце концов, игровые приставки создаются именно для потребителей, а не для разработчиков.


SANDISK ПОКАЗАЛА ПЕРВУЮ В МИРЕ SD-КАРТУ ОБЪЕМОМ 1 ТБ

Компания SanDisk, дочернее предприятие Western Digital, представила первую в мире SDXC-флешку размером 1 ТБ. К сожалению, стоимость этого чуда пока не указывается, как и информация о том, когда ее можно будет приобрести, но можно быть уверенным в том, что при покупке вам больше не нужно будет беспокоиться о том, осталось ли в вашей камере свободное место для новых фотографий и видео.


Новинку представили на выставке Photokina 2016. Что интересно, на том же самом мероприятии около двух лет назад была представлена первая SD-флешка объемом 512 ГБ. К настоящему моменту на выставке показали только прототип. Другими словами, новинку нигде купить не получится. Но учитывая то, что стоимость версии на 512 ГБ составляет более 300 долларов, при выпуске накопителя объемом 1 ТБ его стоимость будет, вероятнее всего, выше как минимум в два раза.

Интересно, найдутся ли желающие.


ОСУЩЕСТВЛЕНА КВАНТОВАЯ ТЕЛЕПОРТАЦИЯ НА РЕКОРДНЫЕ 30 КИЛОМЕТРОВ

Как сообщает журнал Nature Photonics, группе ученых удалось осуществить квантовую телепортацию на расстояние в 30 километров, что является мировым рекордом в данной области. С помощью квантовой телепортации была передана информация, закодированная в частицах света. Передача была осуществлена мгновенно.


Конечно, о полноценной телепортации живых объектов или даже неодушевленных предметов говорить пока еще очень рано, но тем не менее квантовая телепортация имеет большие перспективы. Она осуществляется через оптоволоконные сети и может вывести на новый уровень безопасность и надежность интернет-соединений. Но есть и «подводные камни» в данной технологии: при передаче информации на большие расстояния необходимы независимые источники света. Проблема заключается в том, что световой пучок от одного источника после прохождения нескольких километров должен оставаться неразличимым по отношению к световому пучку из другого источника, что являлось до сегодняшнего дня неразрешимой проблемой.

Для ее решения две исследовательские группы независимо друг от друга разработали механизмы обратной связи и синхронизации световых сигналов. В одном случае был использован свет с длиной волны, характерной для телекоммуникаций, что позволило значительно снизить скорость, при которой фотонный сигнал теряет интенсивность во время своего прохождения в оптическом волокне. Другая группа же пошла иным путем: они использовали световой пучок с длиной волны в 795 нанометров.

Результаты двух независимых экспериментов показали, что квантовая телепортация на дальние расстояния возможна и потери информации, а также ее искажения не происходит. Исследователи верят, что их работа позволит создать новые технологии, которые будут способны улучшить передачу информации, закодированной в элементарных частицах, что еще ближе приблизит нас к созданию квантового интернета.


АМЕРИКАНСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОБНАРУЖИЛИ В ГЛУБОКОВОДНОМ ВУЛКАНЕ КУКА НОВЫЕ ВИДЫ

Американские исследователи подводного мира в свежем номере газеты St. Louis Post-Dispatch опубликовали результаты первой в мире экспедиции к глубоководному вулкану Кука. И они вновь заставляют задуматься о том, насколько мало мы знаем о нашей планете.


Глубоководное погружение к вулкану Кука состоялось на трехместной субмарине. Сам вулкан является одним из самых больших подводных вулканов в мире, и ученые давно желали изучить его строение и обитателей. Располагается вулкан Кука неподалеку от Гавайских островов.

Геологический объект находится на глубине четырех километров, и, как выяснилось, экспедиция была проведена не зря: ученым удалось открыть новый вид осьминога с гигантскими плавниками, похожими, как они сами утверждают, на «уши слоненка из Дамбо». Кроме того, в ходе погружения удалось открыть не только что-то новое в мире фауны, но и новый вид кораллов, доселе не встречавшийся нигде на Земле. Кораллы имеют очень редкий фиолетовый цвет. Названы кораллы были Purple Haze, что в переводе означает Фиолетовая Дымка.

Ученые говорят, что дно в районе вулкана может скрывать немало тайн и впереди нас ждет открытие новых видов животных и растений, в том числе и тех, которым для своего существования не нужен солнечный свет. Американские ученые планируют провести еще порядка пятидесяти экспедиций не только к вулкану Кука, но и к другим подводным объектам, расположенным близ Гавайских островов.


DISTRACTAGONE – ВЕРНЫЙ СПОСОБ ОТОРВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ СВОЕГО СМАРТФОНА

На краудфандинг-портале Kickstarter время от времени всплывают весьма забавные проекты. Мы тщательно следим за подобными новостями и стараемся делиться с вами наиболее интересными, на наш взгляд, находками. Вот взять, к примеру, незамысловатый гаджет DistractaGone. С виду он напоминает небольшую коробочку с цифровым табло и тремя кнопками. Для чего можно использовать это устройство? Как думаете?


Человек в среднем проводит внутри своего смартфона более 4 часов в сутки. Несложная математика позволяет рассчитать, что в год мы тратим на телефоны почти 1500 часов, а это, на секундочку, почти два месяца жизни. Но главное заключается даже не в этом. Многие люди не могут оторваться от своих гаджетов ни на работе, ни во время ужина с семьёй, ни даже на свидании с любимым человеком. Вот для таких «клинических случаев» команда креативщиков из Нидерландов и разработала DistractaGone.

DistractaGone – это прочная пластиковая коробка, запирающаяся на электронный замок с таймером. Хотите провести время с семьёй без назойливых смартфонов – просто поместите их в коробку, закройте её, выставите таймер, скажем, на три часа и нажмите кнопку с изображением замка. Всё. Пока таймер не отсчитает время до нуля, коробка будет наглухо закрыта, а вы сможете спокойно общаться, не отвлекаясь на сообщения из социальных сетей и мессенджеров. Конечно, можно сказать, что в этом изобретении нет ничего интересного. Но, разумеется, это не мини-сейф, а скорее некий символ, который поможет людям осознать, как много времени они стали уделять своим гаджетам, забывая при этом о более важных вещах.

Размеры DistractaGone позволяют поместить в него до четырёх смартфонов, включая популярные нынче фаблеты. Устройство стоит 35 евро и поступит в продажу в феврале 2017 года. Поддержать проект своим рублём вы можете на его официальной странице портала Kickstarter.


СПЕЦИАЛИСТЫ NASA СМЕСТИЛИ ДАТЫ ЗНАКОВ ЗОДИАКАЛЬНОГО КРУГА

Вряд ли серьёзные учёные считают астрологию настоящей наукой, тем не менее миллионы людей на протяжении тысяч лет прислушивались к советам астрологов, описывающим характер, темперамент и даже будущее, согласно положения звёзд на небосводе в момент рождения человека. Как оказалось, со времён формирования данной науки (или лженауки – как вам угодно) во времена Древнего Вавилона около 3000 лет назад картина расположения созвездий на небе сильно изменилась. И первыми на это обратили внимание специалисты агентства NASA. Именно они внесли коррективы в существующий зодиакальный круг, после чего он стал выглядеть достаточно непривычно.


Вавилонские астрологи разбили пояс на небесной сфере вдоль эклиптики, по которому проходят видимые пути Солнца, Луны и планет, на последовательность из 12 участков. Названия знаков тесно связаны с зодиакальными созвездиями, которые в ту эпоху им соответствовали. Да только вот со временем созвездия имеют особенность дрейфовать по привязанной к эклиптике сетке, и за последние 3000 лет этот дрейф сильно сместил их первоначальные положения. Связано это в том числе с тем, что положение земной оси за тысячелетия заметно изменилось. Сайт NASA Space Place опубликовал интересную статью про астрологию и расставил все точки над i, в том числе сместив хорошо знакомые всем созвездия, а вместе с ними сдвинув знаки зодиака.

Основным изменением стало добавление тринадцатого знака зодиака. Существовал он ещё во времена Древнего Вавилона, но из-за того, что в то время, как и сейчас, использовали 12-месячный календарь, основанный на фазах луны, от 13-го знака решили отказаться ради удобства. Но чтобы быть совершенно точным – 13-й знак необходимо вернуть в строй. Тринадцатым знаком является «Змееносец», находящийся на небосводе между Скорпионом и Стрельцом. Согласно NASA, знак этот приходится на период с 30 ноября по 18 декабря. Из-за смещения земной оси и введения нового знака смещёнными оказались и остальные знаки. Отныне знаки зодиака расположены следующим образом:

Козерог: 20 января — 16 февраля
Водолей: 16 февраля — 11 марта
Рыбы: 11 марта — 18 апреля
Овен: 18 апреля — 13 мая
Телец: 13 мая — 21 июня
Близнецы: 21 июня — 20 июля
Рак: 20 июля — 10 августа
Лев: 10 августа — 16 сентября
Дева: 16 сентября — 30 октября
Весы: 30 октября — 23 ноября
Скорпион: 23 ноября — 29 ноября
Змееносец: 29 ноября — 17 декабря
Стрелец: 17 декабря — 20 января

Непривычно, не так ли? Но ничего не попишешь, современный зодиак должен выглядеть именно так. И не удивляйтесь, если вы раньше были, например, Скорпионом, а теперь вдруг превратились в Весы. Придётся подстраиваться под это положение вещей. Вполне может статься, что вскоре к зодиаку добавят ещё и 14-й знак под названием Кит, который предлагали ввести ещё в 70-е годы прошлого века.


НАНОРОБОТЫ СМОГЛИ ДОСТАВИТЬ ЛЕКАРСТВА ЖИВЫМ ТАРАКАНАМ, ПОВИНУЯСЬ СИЛЕ МЫСЛИ

Невероятно: группа израильских ученых разработала устройство, которое использует мозговые волны человека для дистанционного управления нанороботами на основе ДНК — когда эти нанороботы находились внутри живого таракана. Повинуясь мысленному приказу человека, оболочка робота раскрывается, подобно устрице, и высвобождает лекарственную молекулу, которая правит физиологию клеток таракана.


Несмотря на то, что это «всего лишь демонстрация и доказательство концепции», такая технология открывает для нас новую эпоху нейрокомпьютерных наноинтерфейсов, которые связывают психическое состояние человека с биоактивным грузом, вроде лекарств. Будущие методы лечения, в основе которых будет такой прототип, могут существенно продвинуться в лечении шизофрении, депрессии или других психических расстройств: лекарства будут активироваться только тогда, когда мозговые волны пациента будут демонстрировать признаки ненормальности.

Управляя позитивным мышлением
Работа была опубликована в академическом журнале PLoS One.

Взлом телесных функций таракана силой мысли — это довольно интересно уже само по себе, но ученые разрабатывали свою технологию с другой целью на уме: решить надоедливую проблему доставки лекарств.

Доставить препараты куда нужно чрезвычайно сложно, особенно если дело касается внутренней работы мозга.

Когда человек глотает нейроактивную таблетку (скажем, аддералл или риталин), активные ингредиенты начинают циркулировать по телу. Некоторые сразу же разрушаются печенью, что снижает их эффективность, другие же прорываются через кровоток, иногда вызывая побочные эффекты. Ученые пытались обойти эту проблему путем инкапсулирования лекарственных средств в различных оболочках для таблеток или гелях, задерживающих высвобождение. Но даже эти системы не являются полностью управляемыми, поскольку нет никакого способа отключить их, как только оболочка будет снята.

Несколько лет назад группа гарвардских ученых под руководством Джорджа Черча придумала весьма экзотическое решение: нанороботы на основе оригами из ДНК.

Имеющие оболочку, подобно моллюскам, эти наноразмерные роботы состоят из цепочек синтетических молекул ДНК, которые инкапсулируют полезную нагрузку в виде лекарств, пока не наступит время их высвободить. В отличие от таблеток с управляемым высвобождением, препарат физически привязан к оболочке, поэтому он никогда не будет физически свободен и блуждать по телу. Вместо этого полезный груз высвобождается только когда открывается «моллюск»; закройте раковину и сразу же заблокируете лекарство.

Открытие наноробота происходит за счет работы двух замков, каждый из которых представлен особой цепью ДНК под названием аптамер, которая связывается с целевой молекулой — рецептором на поверхности раковых клеток, например. Когда аптамер фиксируется на цели, раковина раскрывается и выпускает ценный груз.

«Эти нанороботы — первая система, которая приближается к реальному управлению лечебными молекулами», пишут израильские ученые в своей работе. Но от нас требуется найти особые молекулярные цели — присутствующие в больном, но не в обычном состоянии — и привязать к ним роботов. В случае с раковыми клетками это весьма сложно. С психическими заболеваниями — и вовсе невозможно.

Чтобы нанороботы на основе ДНК работали в таких условиях, нужны другие режимы управления.

И это навело ученых на мысль: раз уж психические расстройства часто сопровождаются явными признаками аномальной активности головного мозга, которую легко увидеть на ЭЭГ, может, мы сможем использовать мозговые волны для управления нанороботами и высвобождения лекарственных средств?

Разум превыше материи
Для проверки своей идеи ученые построили простую, но доказывающую концепцию систему, которую можно дополнительно оптимизировать для фактического применения в лечебной практике.

Сначала они обучили алгоритм различать картины ЭЭГ людей в состоянии покоя или выполняющих энергичную умственную работу. Затем они связали флуоресцентную молекулу — полезный груз — с роботами ДНК, пометив ее наночастицами железа, и ввели в тела живых тараканов, размещенных внутри электромагнитных катушек.

Наночастицы железа — важный момент: как аптамеры в предыдущем примере, они действуют как замки, контролирующие робота ДНК.

Человек надевает ЭЭГ-шлем, садится рядом с системой и по запросу либо умственно расслабляется, либо решает математические задачки. Мозговые волны расшифровываются в режиме реального времени и используются для изменения состояния электромагнитной катушки, включая ее при проведении вычислений. Сдвиг в электромагнитном поле нагревает наночастицы железа, они раскрывают «устрицу» и выпускают флуоресцентную молекулу.

Через 18 секунд после активации поля ученые обнаружили флуоресценцию в таракане, что подтвердило работоспособность системы. Более того, когда человек-оператор мысленно расслабился, раковина ДНК закрылась и флуоресценция прекратилась. Следовательно, роботы были успешно деактивированы.

«Эти результаты демонстрируют успешное взаимодействие между испытуемыми и роботами ДНК внутри живого животного», заключили авторы.

Телепатическая терапия

Авторы полагают, что будущие проекты их технологии можно было бы использовать для автоматического высвобождения лекарственных препаратов у людей, когда это необходимо.

Алгоритм можно обучить отслеживать состояние мозга, которое связывают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности или шизофренией, ну или вообще подстроить под нужды, говорит автор исследования Сачар Арнон. Например, если ЭЭГ обнаруживает признаки нарастающего эпизода депрессии, оно может активировать роботов ДНК, в течение короткого времени выпускающих антидепрессанты, которые помогут побороть симптомы до того, как они взорвут вам мозг. Таким образом, не будет постоянно купаться в изменяющих психическое состояние лекарствах, особенно если они не нужны.

Идея футуристическая, и еще очень многое нужно доработать. Особенную проблему может составить убедить реальный мир использовать такой подход, говорит автор исследования доктор Дорон Фридман.

«Хотя некоторые тенденции движут нас по направлению к носимым технологиям, остается очень сложно измерить высококачественные сигналы ЭЭГ у людей в повседневной жизни», объясняет Фридман. Чтобы система работала как запланировано, группа подумывает создать небольшое ЭЭГ-устройство, которое будет постоянно и неустанно наблюдать за активностью мозга. Когда возникают отклонения от нормы, оно активирует носимое устройство — например, умные часы, очки или бижутерию — создающее электромагнитное поле, необходимое для выпуска лекарств.

Но даже расшифровка активности мозга — сложный процесс, признает Фридман. На текущий момент мы можем найти некоторые различия в ЭЭГ у пациентов с психическими отклонениями в лаборатории. Но сделать надежный нейромаркер, который будет работать в реальном времени — это совсем другое. Впрочем, они активно работают над его созданием.

В любом случае группа ученых с оптимизмом смотрит на будущее своей поделки.

В своем исследовании ученые использовали активность мозга в качестве пускового сигнала. Тем не менее другие параметры должны быть в равной степени эффективны при управлении ДНК-роботами, и эти данные становятся все более и более доступными. Например, приложения для мониторинга сердца уже доступны для мобильных устройств, а некоторые из них позволяют отслеживать уровень сахара в крови и другие биологические параметры.

Такое устройство могло бы упростить множество моментов в нашей жизни. Одной только силой мысли мы могли бы запустить патруль ДНК-роботов, которые выпустят мелатонин и справятся с нашей бессонницей, либо кофеин, чтобы приободрить нас. Мы могли бы даже добиться идеального уровня опьянения.

«Представьте, что могли бы доставить точное количество алкоголя, которое не давало бы вам опьянеть, но удерживало в состоянии счастья. Глупо, но такое может случиться», говорит Арнон.


ПЕРВАЯ КИТАЙСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПАДАЕТ

Мы уже писали, что на прошлой неделе Китай вывел на орбиту свою новую космическую лабораторию «Тяньгун-2» (Небесный дворец-2), которая сменит предыдущий тестовый модуль «Тяньгун-1», запущенный в 2011 году. Новая станция, запущенная 16 сентября, будет использоваться Поднебесной для проведения различных прикладных и научных экспериментов. В октябре 2016 года на станцию прибудут два космонавта, где и проведут ближайшие 30 дней. Но что же будет со старой станцией, которая и без того провела на орбите на два с лишним года больше, чем это планировалось изначально? Ничего интересного, она медленно падает.


«Основываясь на наших расчётах, — говорит Ву Пинг, глава инженерного отдела китайского космического агентства, — большая часть старой космической лаборатории просто сгорит в процессе падения».

За падающей лабораторией продолжают наблюдать, но вот заверения про «большую часть» вызывают у некоторых специалистов опасения: есть все основания полагать, что оставшаяся «меньшая часть» таки может долететь до Земли.

Китайское космическое агентство заявляет, что держит ситуацию под контролем и, в случае необходимости, обнародует новые данные о времени и месте падения обломков. Первый «Небесный дворец» сейчас постепенно сходит с орбиты и в данный момент находится на высоте около 370 километров, вес лаборатории составляет около 8 тонн.


РОССИЙСКИЕ УЧЁНЫЕ СОЗДАЛИ НОВЫЙ АНАЛЬГЕТИК БЕЗ ПОБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Две команды учёных из Сибирского отделения РАН в городе Бийске, а также из Томского государственного университета совместно разработали универсальный препарат для лечения болей различного происхождения. Об этом сегодня сообщила пресс-служба ТГУ. Уникальность препарата заключается в том, что он лишён каких-либо побочных действий, характерных для стероидных и нестероидных противовоспалительных средств.


В качестве сырья для нового препарата учёные из Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН решили использовать глиоксаль. Это вещество представляет собой диальдегид щавелевой кислоты, а промышленная технология его синтеза как раз была разработана химиками Томского государственного университета. На основе глиоксаля производятся высокоэнергетические соединения, на промежуточной стадии синтеза которых часть субстанции изымается и дорабатывается, в результате чего на свет и появляется лекарственный препарат с удивительными фармакологическими характеристиками. Ранее использование глиоксаля как сырья для синтеза гексаазоизовюрцитана носило преимущественно оборонный характер. Лишь в последние годы подобные химические соединения начали рассматриваться с точки зрения применения их в медицине.

Препарат уже прошёл этап доклинических испытаний на базе НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е. Д. Гольдберга в городе Томске. Результаты исследований показали, что анальгетик купирует болевые синдромы различного характера, а также обладает куда более продолжительным действием, нежели другие современные обезболивающие лекарства. При этом анальгетик лишён опасных токсических воздействий на организм человека. Препарат был назван «Тиовюрцином» и соответствует 4 классу опасности – «Вещества малоопасные». По словам учёных, степень его токсического воздействия на организм сравнима разве что с перееданием.

Ещё одним важным преимуществом Тиовюрцина является отсутствие привыкания человека к этому препарату (срок приёма препарата в ходе исследований составил 28 дней). Он не оказывает стимулирующего эффекта на центральную нервную систему, не влияет на дыхание, да и вообще никак не сказывается на состоянии человека. Ну разве что избавляет его от практически всех видов боли. Учёные уже получили патент на свою разработку. В данный момент исследователи планируют реализовать проект в рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».


ПОЧЕМУ В МИРЕ ТАК МНОГО ВИДОВ НАСЕКОМЫХ, НО ЛЮДЕЙ — МАЛО?

Глядя на мир вокруг нас, вы никогда не задумывались, почему в некоторых группах организмов множество видов, а в других совсем, казалось бы, нет? Взять, к примеру, насекомых — живых существ, которые эволюционировали порядка 480 миллионов лет назад. Во всевозможных средах обитания плодятся и размножаются порядка 6 миллионов видов насекомых. Удивительно, впрочем, что они так нормально и не адаптировались к морской среде.


Сравните насекомых с Methanopyri из царства архей, которых существует всего лишь один вид (Methanopyrus kandleri), который эволюционировал порядка 4 миллиардов лет назад. Эта удивительная бактерия была найдена живой на краю «кастрюли с кипятком» в невероятных условиях: 81-110 градусов по Цельсию, высокая концентрация диоксида углерода, глубина 2000 метров в Калифорнийском заливе.

Почему одни группы включают большое число видов, а другие нет — этот вопрос давно волнует биологов. Простым объяснением может быть геологический возраст: старшие группы организмов более разнообразны, потому что у них просто было больше времени, чтобы насобирать большое число видов.

Только вот факт остается фактом: и относительно молодые группы видов удивительно разнообразны; и, наоборот, некоторые виды — как Methanopyri — очень древние, но малочисленны.

Новое исследование Джошуа Сколла и Джона Винса, опубликованное в Трудах Королевского общества B, предлагает свежий взгляд на старую проблему. Они впервые изучили темпы образования новых видов на всем древе жизни, а не только подмножество организмов, которому до этого уделяли больше внимания.

Им удалось выявить любопытные и удивительные закономерности, которые могли бы показать разнообразие видов с новой стороны.

Пока писалась история жизни, растения производили виды более чем в два раза быстрее животных, а сложные организмы (многоклеточные эукариоты) производили новые виды почти в 10 раз быстрее простейших (протистов и прокариот).

Эта работа могла бы ответить на другую старую загадку: почему вообще появилось половое размножение? Секс, по всей видимости, был мощным катализатором увеличения скорости видообразования. Возможно, это объясняет его успех в качестве эволюционной стратегии.

Среди позвоночных наземный образ жизни мог бы объяснить большое разнообразие видов. И простая жизнь в морской, а не какой-либо другой среде обитания, могла бы быть основной причиной большого числа видов у некоторых крупных групп беспозвоночных, вроде моллюсков.

Но давайте сделаем паузу и посмотрим на нашу собственную группу видов, двуногих обезьян, или гоминидов, и наше удивительное и необъяснимое существование в эти дни. Поразительно, что мы существуем в гордом одиночестве, особенно на фоне необычайного разнообразия гоминид в прошлом. Что это могло бы рассказать о современных людях?

Наша большая биологическая группа высших приматов включает лемуров, лори, долгопятовых, обезьян и мартышек. В этой группе около 350 видов ныне живущих приматов, которые появились порядка 80 миллионов лет назад. Мы весьма разнообразны, и приматы составляют порядка 5% от общего числа млекопитающих видов.

В общей сложности должно было быть много тысяч видов приматов, живущих на протяжении этого времени, почти все из которых вымерли. Вымирание является нормой в эволюции; 99% всех видов исчезло. То же самое справедливо и для приматов.

Трагично, что половина всех живых видов приматов находится под угрозой исчезновения, а все наши близкие родственники среди обезьян — орангутанги, гориллы и шимпанзе — считаются находящимися под угрозой исчезновения.

До сих пор самым разнообразным видом приматов были обезьяны Старого Света, особенно населяющие Африку и Азию. Они стали группой примерно в то же время, когда и гоминиды в Африке 10 миллионов лет назад. Некоторые виды обезьян эволюционировали в течение последних нескольких сотен тысяч лет — вроде Homo sapiens — другие же появились миллионы лет назад, вроде наших вымерших предков Homo erectus.

Но в отличие от обезьян, сегодня мы одиноки. Единственный выживший вид двуногих обезьян. Тем не менее сегодня существует, по всей видимости, намного больше видов обезьян Старого Света, чем было когда-либо.

Почему же мы пошли в другом направлении? В направлении бедного, а не богатого вида?

Всего 40 тысяч лет назад мы, люди, делили планету с несколькими близкородственными гоминидами: неандертальцами, денисовскими людьми и даже архаичными видами в Африке. Все было как в сериале «Звездный путь»: люди, клингонцы, вулканцы, ференги и все остальные сосуществовали вместе. Конкурировали за ресурсы, время от времени даже спаривались. Почему же так много обезьян, но только одна двуногая прямоходящая? Мы не знаем.

Возможно, это самая большая тайна происхождения человека и одна из самых важных загадок современной науки.

Но мы знаем наверняка, что люди принадлежат к склонной к вымиранию группе приматов. От 30 видов — а их было много больше — мы пришли к одному. И это за каких-то 10-20 тысяч лет. В мире, в котором должны были существовать минимум полдюжины двуногих обезьян, — за 8 миллионов лет нашей эволюции — остались только мы.

Вопрос, который мы должны сегодня себе задать, звучит так: каков наш вид? Рассчитанный жить долго или исчезнуть в мгновение ока на шкале эволюционного времени, как и другие? Должен признаться, я оптимист; основная угроза нашего исчезновения заключается в нашей собственной деятельности, а не в происках эволюции.


НА МЫШАХ ИСПЫТАН ПРЕПАРАТ, ЗАМЕНЯЮЩИЙ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Как сообщает редакция журнала Cell Reports, группе австралийских специалистов удалось разработать и испытать уникальный медицинский препарат, действующий на организм в точности так же, как и физические нагрузки. И вскоре для того, чтобы сжечь лишний жир нужно будет идти не в спортивный зал, а к доктору, который сумеет помочь скинуть пару килограммов без изнурительных упражнений и хирургических операций.


За разработку чудо средства отвечает профессор Шон Макги и его коллеги. Создатели утверждают, что препарат оказывает на организм такое же влияние, как и физические нагрузки. А именно: разрушает комплекс белка HDAC и способствуют запуску белка MEF2. Именно эти структуры и отвечают за процессы жиросжигания и наращивания мышечной массы.

Стоит сказать, что влияние данных регуляторных структур на процессы обмена было доказано учёными ещё в 2009 году, но лишь сейчас им удалось создать препарат с подобным действием. Лекарство усиливает метаболизм клеток и заставляет их сжигать запасы жира.

В процессе лабораторных тестов над мышами исследователям удалось добиться стойкого повышения концентрации белка MEF2, в результате чего в организме грызунов наблюдалось повышение потребления энергии белками и более интенсивное окисление жиров. Кроме того, в клеточных структурах также происходили значительные изменения — увеличилось количество митохондрий. Точно такие же процессы происходят и в организме при физической нагрузке.

Сейчас в продаже уже имеются подобные препараты, к примеру ингибиторы белка HDAC, но их действие значительно хуже полученного препарата. Да и работают «в полную силу» существующие медикаменты лишь в сочетании с физическими упражнениями.

Австралийские исследователи уже планируют следующий этап испытаний, который будет проведен на людях в 2017 году, так что не спешите продлевать абонемент в фитнес-клуб.


УЧЕНЫЕ ИЗ РОССИИ НАУЧИЛИСЬ ВЫРАЩИВАТЬ ИСКУССТВЕННЫЕ КЛЕТКИ

Сотрудники московского исследовательского центра клеточных технологий Института пластической хирургии и косметологии совместно со своими коллегами из НИИ хирургии детского возраста и учеными института хирургии имени Вишневского научились выращивать живые клетки для лечения ожогов и травм. Отечественным врачам первым в мире удалось совершить прорыв в этой области и создать искусственные клетки тела человека в лаборатории.


Ученые всего мира на протяжении многих лет пытаются создать искусственные клетки и клеточные структуры, но до недавнего времени все подобные элементы создавались с применением большого количества органики, либо же полученные структуры оказывались крайне нежизнеспособны.

Российские ученые пока не раскрывают секрет своей технологии, но уже провели испытания на базе клинической больницы № 9 города Москвы. Они использовали свою технологию для лечения ожогов и некоторых других видов травм. Кстати говоря, искусственные клетки не вызывают ответной реакции иммунной системы.
В данный момент группа медиков прилагает все усилия для внедрения новых клеточных технологий в широкую медицинскую практику, а также работает над созданием правовой базы, которая смогла бы регламентировать деятельность банков искусственных человеческих клеток, ведь подобное встречается впервые не только в Российской, но и в мировой практике.

Внедрение новой технологии позволит улучшить качество медицинской помощи, которая оказывается пострадавшим при пожарах и взрывах. Искусственные клетки будет возможно выращивать впрок, чтобы создать оперативный банк для экстренной пересадки кожи пострадавшим.


САМОШНУРУЮЩИЕСЯ КРОССОВКИ NIKE

Nike объявила о том, что собирается начать продажу новых самошнурующихся кроссовок, которые были созданы под вдохновением от пары, которую носил Майкл Дж. Фокс в фильме «Назад в будущее II». Хейди Бергетт из Nike на своей странице в «Твиттере» сообщила о том, что кроссовки HyperAdapt 1.0 станут доступны для приобретения начиная с 28 ноября, однако только в отдельных магазинах компании на территории США. Цена на кроссовки пока не сообщается, но, согласно статье о создании данных кроссовок, можно с уверенностью ожидать «высокий ценник».


С полной статьей WIRED и их интервью, которое они провели с несколькими ключевыми людьми, отвечавшими за разработку кроссовок, можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке. Если с английским вы не дружите, то опишем здесь ключевые моменты. Внутри каждого кроссовка содержится специальная натяжная система из лески и датчика давления. Когда человек надевает кроссовок, леска с соответствующим давлением на подошву натягивается и автоматически зашнуровывает обувь. При необходимости дополнительного натяжения на каждом кроссовке предусмотрена пара кнопок рядом с язычком.

Имеющиеся на подошве и каблуке световые индикаторы сообщают о том, когда необходимо подзарядить батарею. Да, людям придется теперь еще и кроссовки заряжать. На полную зарядку требуется около 3-х часов. Каждой зарядки хватает примерно на 2 недели использования системы автоматической шнуровки.

Nike обещала выпустить подобные кроссовки долгие годы. В 2011 году на аукционе была продана пара нефункциональных кроссовок, точь-в-точь выглядящих как в фильме «Назад в будущее II». В конце октября прошлого года компания подарила рабочий прототип самошнурующихся кроссовок самому Фоксу. В марте этого года компания объявила о том, что собирается выпустить в скором времени «потребительскую версию» кроссовок с автоматической шнуровкой.


ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ОТ MICROSOFT ПОМОЖЕТ ЛЕЧИТЬ РАК

В редмондской корпорации уверены: искусственный интеллект, работающий по определённым алгоритмам, поможет учёным лучше понимать принцип образования раковых опухолей и станет неплохим подспорьем в лечении. В Microsoft заняты разработкой системы, которая будет автоматически обрабатывать медицинские работы, создавая базы данных и прогнозируя их возможное развитие.


На основе полученных данных система сможет прогнозировать эффективность применения препаратов и их комбинаций, позволяя подбирать пациентам индивидуальный и наиболее эффективный курс лечения. Чтобы повысить качество программы персонализации терапии, Microsoft объединила усилия с онкологическим институтом Knight Cancer, совместно с которым и ведёт разработки.

Команда Microsoft, работающая над созданием программы, строит далеко идущие планы: в будущем планируется с помощью искусственного интеллекта программировать клетки организма на борьбу с раком и другими заболеваниями. Да, своеобразные «молекулярные компьютеры», наблюдающие за болезнью и при определённом раскладе пресекающие её дальнейшее развитие, появятся не скоро, зато уже есть неплохой зачин на светлое будущее.


КУДА МАСК ОТПРАВИТ СВОИ КОРАБЛИ ПОСЛЕ МАРСА?

Элон Маск давно мечтает построить Mars Colonial Transporter — гигантский колониальный космический корабль, который сможет отвезти 100 человек или 100 метрических тонн груза на Марс. Это грузовое судно является неотъемлемой частью плана SpaceX по выводу человечества на другие планеты. Для начала на Марс. Но зачем ограничиваться Марсом? На днях глава компании SpaceX сообщил, что это гипотетическое судно теоретически может отправиться и за пределы Марса.


Но что могут найти люди за пределами Марса?

Стоит сказать, что мы пока многого не знаем о «межпланетной транспортной системе» или о том, как далеко может забраться такой транспорт. Но мы вполне можем обсудить, куда Маск может отправить свой колониальный груз.

Помимо Марса, в Солнечной системе есть несколько других мест, которые могли бы подойти для человеческой жизни — ну или по крайней мере будут чуть менее смертоносны, чем все остальные.

В верхних слоях Венеры, к примеру, вполне приятная погода, чтобы устроить человеческое поселение. И в городе над облаками были бы ошеломительные виды.

Спутник Сатурна Титан обладает азотной атмосферой и давлением на поверхности, похожим на земное. На этом спутнике тоже вполне можно было что-нибудь основать. Под поверхностью Титана может быть вода, а аммиачный дождь с неба поможет держать наш базовый лагерь в чистоте. Просто не будем зажигать спички рядом с озерами из жидкого метана.

Другие пункты назначения, вроде нашей Луны и спутника Юпитера Каллисто, могут быть богаты водяным льдом. Это важно не только для обеспечения питьевой водой любых возможных поселенцев, но и потому что ее можно расщеплять на водород и кислород. Кислород, разумеется, приятен для дыхания. Из водорода и кислорода можно делать ракетное топливо, поэтому любые колонии на таких водяных мирах могли бы стать заправочными станциями для освоения Солнечной системы.

Что могло бы переплюнуть Марс?
Элон Маск — человек с большими амбициями. После того как он (наверное) отправит первых людей на Марс, но еще до того, как отправится туда сам, он, вероятно, захочет устроить нам еще пару дач. На ум приходят два возможных варианта, которые могли бы перевернуть взгляд человечества на Вселенную.

1. Поиск инопланетной жизни на Европе
Это определенно будет непросто, учитывая, что этот спутник Юпитера, который может хранить жизнь, покрыт толстой ледяной коркой толщиной в 100 километров. Пробуриться через такую толщу льда будет настоящим подвигом для робота. Но Маск может захотеть отправить туда команду бурильщиков. Все-таки вопрос «есть ли жизнь на Европе?» очень интересный.

Постоянно бомбардируемая вредоносным излучением Европа не будет гостеприимным местом для людей, но обнаружение другой жизни на другом мире может быть самым важным событием в истории человечества.

2. Посещение другой звездной системы
Межзвездное путешествие почти наверняка не под силу даже такому космическому аппарату, как Mars Colonial Transporter. Но раз уж мы говорим о гипотетических пунктах назначения для гипотетического транспорта, этот вариант тоже не стоит сбрасывать со счетов.

Последние новости говорят, что SpaceX планирует запуск межпланетного транспортера в 2022 году, а в 2024 году отправит его на Марс с пассажирами. Эти сроки чересчур амбициозны и однозначно растянутся. В конце этого месяца Маск раскроет планы SpaceX на Марс, вот тогда-то и узнаем все наверняка.

Разрешается использование пресс-релизов, новостей и других информационных материалов, предназначенных для общественного пользования, с целью информирования общественности, при условии указания веб-портала «Zentrix» в качестве источника информации.
Автор материала:
Гость
Логин на сайте: Гость
Группа: Гости
Статус:
Зарегистрирован дней:
День рождения:
О материале:
Дата добавления материала: 13.11.2016 в 20:00
Материал просмотрен: 438 раз
Категория материала: HI-TECH
К материалу оставлено: 0 комментариев
Рейтинг материала 0
Вы находитесь на этой странице

секунд!
Всего комментариев: 0
  • Комментарии через сайт

    avatar

  • Комментарии через ВК

  • Комментарии через Facebook