Главная » 2016 » Декабрь » 25 » HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 29
19:19
HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 29

ИНТЕРВЬЮ С ОСНОВАТЕЛЕМ СТУДИИ LARIAN СВЕНОМ ВИНКЕ

Поклонники компьютерных ролевых игр наверняка прекрасно знакомы с серией Divinity. Бельгийская студия Larian выпустила первую игру в этой вселенной в далёком 2002 году. А в 2014 году на свет появилась невероятно крутая Divinity: Original Sin, прямой сиквел которой выйдет уже совсем скоро. Мы просто не могли упустить шанса пообщаться с основателем студии и руководителем разработки Свеном Винке. Предлагаем вашему вниманию интервью с ним.


Zentrix: Вы основали свою студию в 1997 году. Вы помните, как вы решились на столь важный и ответственный шаг?

Свен Винке: Сколько я себя помню, я всегда создавал видеоигры. Кажется, лет с 12. Помню, как я пришёл на выставку ECTS (European Computer Trade Show – прим. автора), эдакий аналог Е3, только проводилась она в Европе в 90-е годы. Там я впервые показал прототип своей игры The Lady, the Mage and the Knight кому-то из компании Atari, и они согласились издать её. Так я получил свои первые деньги, на которые и открыл собственную студию. Но потом Atari внезапно прекратила выпускать игры, а мои подчинённые уже вовсю трудились над разработкой. Поэтому мы решили сделать совершенно новую игру – стратегию LED Wars. Этот проект издала американская компания Ionos в 1998 году. Так всё и началось.

Zentrix: Что с вашей точки зрения самое простое и самое сложное в разработке видеоигр?

Свен Винке: Самое сложное – это довести разработку игры до конца. Это отнимает огромное количество времени и энергии у разработчиков. Самое же простое – создание прототипа будущей игры.

Zentrix: События всех игр серии Divinity происходят во вселенной Ривеллон. Не хотели бы вы сделать RPG по совершенно новой вселенной?

Свен Винке: Да. Мы очень этого хотим. Но пока я не могу поделиться с вами никакими подробностями. Сейчас мы сосредоточены на завершении нашего текущего проекта – Divinity: Original Sin 2. А после того, как финальная версия проекта поступит в продажу, мы решим, чем же нам заняться дальше. В воздухе всегда витает множество идей.

Zentrix: Будут ли в Divinity: Original Sin 2 отсылки для фанатов первой части, пасхалки, которые будут понятны только тем, кто внимательно прошел предыдущую игру?

Свен Винке: Будут, и их будет очень много! На самом деле они уже в игре, которая доступна в Steam (Divinity: Original Sin 2 с 15 сентября 2016 года доступна по программе Early Access – прим. автора), просто не многие игроки их замечают.

Zentrix: И ещё один вопрос, продолжающий тему предыдущего: будет ли сюжет Divinity: Original Sin 2 понятен тем людям, кто никогда не играл в первую часть? Насколько в целом сильна связь между двумя играми?

Свен Винке: Игроки, которые не играли в первую игру, совершенно точно поймут сюжет второй. Те же, кто играли в приквел, постоянно будут узнавать знакомых персонажей и прочие детали. Новым игрокам мы будем представлять и объяснять всё это заново. Вообще в игре будет связь не только с Divinity: Original Sin, но и с другими нашими играми, действие которых происходит в этой вселенной. Если вы не играли в эти игры – для вас всё это будет в новинку, и вы просто не будете знать подробную предысторию.

Zentrix: В разработке Divinity: Original Sin 2 участвовал Крис Авеллон (создатель Fallout 2, Planescape: Torment, Icewind Dale и других знаменитых игр — прим. автора). Планируете ли вы сотрудничать с ним в дальнейшем? И как его участие в проекте повлияло на игру?

Свен Винке: Я очень надеюсь, что нам удастся поработать с ним ещё. Что же касается его влияния на нашу игру, то Крис особенно хорош в так называемом Player Agency. Этим термином обозначается то, насколько полный контроль игрок имеет над своими персонажами, а также насколько сильно его решения влияют на игровой мир. Очень важно, чтобы игрок понимал, какие последствия повлекут за собой его действия. Крис постоянно напоминал нам об этом, указывал, что нужно изменить и в какие моменты решение должно оставаться исключительно за игроком. Он очень хорош в этом.

Zentrix: Divinity: Original Sin сначала появилась на Windows, но на другие платформы игра была портирована с большими задержками. Можете ли вы сказать, выйдут ли на этот раз macOS- и Linux-версии игры одновременно с Windows? Планируются ли версии для консолей PS4 и Xbox One, и если да, то сколько нам придётся ждать их релиза?

Свен Винке: Нет. Одновременно релиза на все компьютерные операционные системы ждать точно не стоит. То же самое можно сказать и про консольные версии. Мы сделали важные выводы из своих прежних ошибок. Теперь Larian – это компания, которая сначала полностью завершает игру, и только после этого начинает заниматься её портированием на другие платформы. Было большой ошибкой с нашей стороны начать портировать предыдущую игру параллельно с разработкой. Это создало кучу проблем и недопониманий не только среди игроков, но также и внутри студии. Так что теперь сначала игра, а потом уже её версии для других платформ.

Zentrix: Этот вопрос очень интересует ваших российских поклонников. В Divinity: Original Sin была прекрасная русская локализация, которая, правда, тоже вышла с некоторой задержкой. Будет ли доступна русская локализация для второй части с дня релиза игры?

Свен Винке: Да, русская локализация в нашей игре совершенно точно будет. На этот раз мы постараемся так не затягивать с ней. Сейчас над российской локализацией трудится гораздо большее количество людей, нежели в прошлый раз. Так что мы постараемся выпустить российскую локализацию ещё на этапе Early Access, но это пока всего лишь наши планы. А планы имеют особенность рушиться под воздействием различных факторов. И всё же мы будем очень стараться.

Zentrix: В Divinity: Original Sin 2 вы добавили выбор расы персонажа, соответственно появились уникальные умения для каждой из рас. Не планируете ли вы добавить уникальные умения и бонусы или штрафы не только для рас, но и для каждого пола, и даже разного телосложения. Например, хрупкая гибкая девушка будет лучше в роли вора, тогда как крупный и сильный мужчина будет лучше в роли рыцаря.

Свен Винке: При создании персонажей в нашей игре есть так называемые теги, в том числе описывающие пол персонажа. С этими тегами связаны изменения в структуре диалогов и вообще в диалоговой системе. Но вот на боевую систему ваша половая принадлежность пока никак влиять не будет.

Zentrix: Каким своим достижением вы особенно гордитесь в игре Divinity: Original Sin 2?

Свен Винке: Что, эта игра вообще работает (смеётся)? Серьёзно, когда все эти переплетённые между собой системы начинают работать — это огромное достижение. Особенно, когда ты понимаешь, что игра функционирует на повествовательном уровне, и что она учитывает все решения, принятые игроком. Когда ты играешь в неё, то в каждый момент времени видишь лишь небольшую часть её поверхности, но на самом деле она просто огромна. Поэтому тот факт, что она работает – действительно тебя впечатляет.

Zentrix: Во время кампании Kickstarter вы обещали ещё большую поддержку модов. Не хотели бы вы в будущем создать что-то уровня Neverwinter Vault? Что бы одни игроки могли выкладывать свои моды и наработки для Divinity в свободный доступ, а другие игроки на основе этих наработок могли создавать что-то новое, возможно, даже полноценные новые игры. Neverwinter Nights до сих пор жива и популярна благодаря комьюнити, возможно, и Divinity можно увековечить подобным образом?

Свен Винке: Мы постараемся достичь этого уровня. Видите ли, наша игра невероятно комплексная и большая. Но мы тщательно проработали эту её составляющую, так что моды теперь можно будет создавать гораздо проще, чем это было реализовано раньше. У нас есть режим Game Master Mode, который наверняка понравится многим игрокам. Также в игру будет включен редактор, в котором мы, собственно, и разрабатывали игру. Larian всячески будет поддерживать своих пользователей в вопросах создания модов. В данный момент, правда, мы планируем поддержку модов исключительно на PC. Консоли – это настоящее минное поле с огромными сроками сертификации патчей и апдейтов, так что реализовать систему модов на приставках практически нереально.

Zentrix: Есть ли такая вещь, которую вы давно мечтаете воплотить в своих играх, но у вас это всё никак не получается?

Свен Винке: Есть, но я не могу вам рассказать, что именно это за вещь (смеётся).

Zentrix: Какие игры вы считаете своими самыми любимыми? Какие игры особенно сильно повлияли на вашу жизнь?

Свен Винке: Я совершенно точно могу сказать, что это Ultima VII и Fallout 2. Эти две игры повлияли на меня сильнее всего. Ещё к своим любимым играм я бы хотел отнести, например, серию Civilization. Мне также нравится Strike Commander – очень старая игра. Сюда же можно отнести Heroes of Might and Magic 3. Из стратегий могу вспомнить, что очень много времени провёл за играми Imperialism и StarCraft. Как же сложно составлять свой личный топ, ведь сразу вспоминаешь так много замечательных игр. В последнее время, признаюсь вам честно, меня ничто не цепляет. Сейчас я возлагаю очень большие надежды на Civilization 6.

Zentrix: Ну и напоследок вот такой вопрос. Мы знаем, что вы очень хорошо относитесь к нашей стране и даже открыли в Санкт-Петербурге филиал своей студии. А что вам больше всего нравится в России и русских людях?

Свен Винке: Вы удивитесь, но двое моих лучших друзей – русские. Один из них живёт в Москве, а второй – в Екатеринбурге. Мы очень любим собираться с ними и играть в различные настольные игры. Иногда, когда мы по работе оказываемся в одном городе, мы говорим своим жёнам, что отправляемся по делам, а сами снимаем номер в гостинице и играем там в совершенно дурацкие настольные игры. У нас даже есть грандиозный план: поиграть в настольные игры на каждом из континентов мира. Также вы наверняка помните, что композитором нашей предыдущей игры стал российский музыкант Кирилл Покровский (клавишник групп «Ария» и «Мастер» — прим. автора), который, к сожалению, покинул этот мир в прошлом году. Так что я могу сказать, что русские люди мне очень близки по множеству причин.


КАК И ЗАЧЕМ УЧЕНЫЕ ВЫРАЩИВАЮТ ИСКУССТВЕННЫЕ МОЗГИ?

Мадлен Ланкастер сложила руки на животе, она беременна. «Им сейчас шесть-семь месяцев». На данный момент ее потомство около четырех миллиметров в диаметре. Их несколько сотен, и у каждого уже есть около двух миллионов нейронов. К счастью, она говорит не о гигантском выводке еще не рожденных детей — хотя и ожидает одного, совершенно нормального, как и любой человек. Нет, ученый говорит о партии растущих человеческих мозгов. Далее — от первого лица корреспондента BBC.


Мы находимся в новой лаборатории молекулярной биологии MRC в Кембридже — расползающемся лабиринте стеклянных лабораторий, оборудования космической эпохи и коридоров, которые, кажется, растянулись на километры. В ней нет ничего секретного, она находится не под землей. Этот объект стоимостью 212 миллионов фунтов стерлингов представляет собой дом для нескольких футуристических проектов, каждый из которых достоин собственного голливудского фильма.

В своем собственном небольшом уголке этой исследовательской утопии команда Мадлен работает над такой абсурдной задачей, что она кажется более волшебством, нежели наукой: превращает человеческую кожу в мозги.

«Мозги развиваются точно так же, как вы могли бы увидеть в эмбрионе», говорит Мадлен. В ее словах есть доля истины, только вот среда у них разная. Вместо утробы бестелесные мозги выращиваются в гигантских инкубаторах. В отсутствие кровоснабжения их кормят богатой питательными веществами жидкостью, которая обновляется каждые несколько дней. И, конечно же, у них нет иммунной системы: все, что вступает с ними в контакт, сначала дезинфицируется спиртом.

Когда она открывает дверь инкубатора — что ж, должен признать, выглядят они не так впечатляюще, как я себе представлял: бесцветные водянистые пятна, плавающие в бассейне бледно-розовой жидкости. Они больше похожи на кусочки мокрого попкорна, чем на источник интеллектуальных способностей.

Но внешность обманчива. На самом деле эти «мозговые органоиды», как их назвали, поразительно похожи на мозги обычных людей. Как и любой обычный мозг, органоиды делятся на серое вещество — состоящее из нейронов — и белое вещество, жировую ткань, состоящую из их веретенообразных «хвостиков».

Как и обычные мозги, каждый органоид состоит из определенных зон. Есть морщинистая кора (в которой рождается язык и сознательное мышление), гиппокамп (центр эмоций и памяти), координирующий мышцы мозжечок и многое, многое другое. В целом он эквивалентен мозгу девятинедельного эмбриона.

Как же их делают?

На самом деле, сделать мозг не так сложно, как кажется на первый взгляд. Несколько простых ингредиентов, неугасимый энтузиазм к вымачиванию вещей в спирте, и вы тоже могли бы заполучить себе миниатюрный мозг через несколько месяцев.

Во-первых, вам нужны будут клетки. Группа Ланкастер взяла свои образцы из донорской кожи, но на самом деле, и это немного обескураживает, чтобы создать этот шедевр человеческой эволюции, можно взять любой тип клеток — будь то нос, печень или ноготь.

Только стволовые клетки могут развиваться в любые ткани организма, поэтому следующим шагом вам потребуется превратить в них ваши клетки. Для этого группа ученых использовала своего рода сыворотку молодых клеток, белковый коктейль, который может перезапустить ходики и вернуть любую клетку в эмбриональное состояние.

Примерно через неделю роста вы обнаружите у себя досочку с клетками, которые можно будет соскрести в чашку Петри и скатать в шарик.

Ланкастер вынимает пустое блюдце из розовой жидкости. «Смотрите, сейчас они крошечные», говорит она. Очевидно, в каждой лунке есть белая точка размером с, кхм, точку. Вроде той, что стояла в конце предыдущего предложения. «Они как бы пытаются стать эмбрионом», говорит она.

В конце концов каждая стволовая клетка начнет специализироваться, превращая равномерные шары в нагромождение различных типов клеток. Среди них будут клетки мозга.

Вообще, ученые — как заботливые родители, подкармливают свои эмбрионы и поощряют их к росту. Но это продолжается недолго. Шарики с клетками переносятся в новое блюдо, на этот раз с очень небольшим количеством пищи. Когда клетки начинают голодать, большинство из них отмирает, оставляя только клетки мозга. «Они весьма надежны — и никто не знает почему».

Наконец, развивающийся мозг погружается в одеяло из желе. «Это не обычное желе — мы поливаем мозг жидкостью, и она затвердевает, когда инкубатор теплеет», говорит Мадлен. Желе имитирует оболочку ткани мозга, которая обычно окружена черепом, чтобы та развивалась относительно нормально.

Затем нужно ждать. Три месяца спустя готовый продукт составляет около четырех миллиметров в диаметре и содержит около двух миллионов нейронов. Полностью развитый мозг взрослой мыши содержит всего четыре миллиона нейронов, так что этого вполне достаточно.

В мозге постоянно гудит электрическая активность — нейроны обмениваются сигналами. Ланкастер говорит, что в этом нет ничего особенного, однако это подтверждает, что ученые делают функциональные нейроны, которые ведут себя подобно нейронам.

Она сравнивает это с клетками сердца, которые ученые смогли заставить биться в чашке Петри в 2013 году; только если клетки сердца запрограммированы «хотеть» качать, нейроны «хотят» зажигаться. «Даже если у вас будет нейрон сам по себе в чашке, без других нейронов, он будет так сильно хотеть действовать, что начнет подключаться сам к себе», говорит она.

В настоящее время мозги Ланкастер не могут думать. Никто не понимает, как активность нашего мозга приводит к появлению мыслей — и удивительно трудно вообще вывести какую-нибудь дефиницию мысли — но домыслы есть. Обычно, когда мы подвергаемся стимуляции внешнего мира — запахи, звуки, идеи, — наши мозги сохраняют информацию, укрепляя связи между нашими нейронами или же формируя новые. Обычный взрослый имеет около тысячи триллионов нейронов, которые вместе дают нашему мозгу вычислительную мощность в один триллион бит в секунду.

И в этом-то загвоздка. Даже имея все компоненты обычных мозгов, без тела, которое будет обеспечивать его информацией о мире вокруг, такие выращенные мозги не смогут развиваться нормально. «Нейроны работают, но они не организованы по отношению друг к другу», говорит она. Возьмем, к примеру, людей, которые рождаются слепыми. Поскольку они не видят света, та часть мозга, которая обрабатывает эти сигналы, не формируется.

Если подключить выращенные в лаборатории мозги к ЭЭГ, вы ничего не увидите. Так называемые «мозговые волны», которые могут обнаружить машины, являются результатом синхронного действия миллионов нейронов; в сочетании их электрические сигналы можно обнаружить через кожу головы.

«И это даже хорошо. У меня возникли бы проблемы, если бы я думала о том, что там формируется нормальная нейронная сеть», говорит Мадлен.

Однако создание сознательного мозга не было в планах. Вместо этого Ланкастер использует мозг, чтобы ответить на старую загадку: при всем нашем интеллектуальном превосходстве, генетическое различие между людьми и шимпанзе составляет всего 1,2%. Это в 12 раз больше, чем различия между отдельными людьми (0,1%). Почему?

Чтобы это выяснить, ученые извлекли отдельные гены, участвующие в развитии мозга, и заменили их версией шимпанзе — создав на основе этих клеток гибридные мозги шимпачеловека. На разных стадиях развития зачастую становятся очевидными роли некоторых генов; мозги с геном шимпанзе могут быть значительно меньше обычных человеческих мозгов или содержать меньше нейронов, например.

Другими словами, такие мозги позволяют исследователям проводить эксперименты, которые им никогда бы не разрешили проводить. Представьте себе, какой был бы хаос, если бы реальному человеку добавили бы генов шимпанзе.

В конечном итоге Ланкастер надеется создать противоположную версию экспериментов с выращенными в лаборатории мозгами шимпанзе. Это будет сложно, поскольку эти виды под защитой. Нельзя просто подойти к шимпанзе и взять кусочек кожи. Но ученые нашли выход. «Если у животного в зоопарке родится ребенок, его плаценту обычно просто выбрасывают, но мы можем взять эти остатки», говорит Мадлен.

В целом органоиды используются для исследования различных заболеваний людей, от аутизма до шизофрении. Исторически сложилось так, что их трудно исследовать в лаборатории, поскольку животные таких заболеваний не имеют. Взять, к примеру, аутизм. Аутичные дети с тяжелой степенью не могут говорить — как изучить это расстройство на мышах, если они вообще никогда не умели говорить?

Сравнивая мозги, выросшие из кожи здоровых взрослых и больных аутизмом, в прошлом году ученые смогли показать, что эта болезнь может быть вызвана дисбалансом двух основных типов нейронов: тех, которые инициируют сигналы (возбуждающие нейроны), и тех, которые действуют в качестве тормоза (тормозные нейроны).

«В обычном мозге существует очень тонкий баланс между этими двумя типами, так что вы можете представить, насколько большое влияние они оказывают на функции сетей», говорит Ланкастер.

Реальный прорыв не только в том, что мозги могут симулировать такие расстройства, но они также позволяют ученым возвращаться назад во времени и понимать, почему аутичные мозги так отличаются. Можно просматривать их снова и снова, на разных стадиях развития, в поисках неуловимых изменений. В реальной жизни это было бы невозможно.

Искусственные мозги уже меняют наше понимание мозга, его расстройств и что делает человека особенным. Хотя их создали только в 2013 году, на тему «мозговых органоидов» написано уже 2820 научных работ. Что же ждет нас в будущем? Несколько групп работают над улучшением мозгов, внедрением кровоснабжения, чтобы те могли расти больше; на текущий момент 4-миллиметровые мозги полностью зависят от кислорода и питательных веществ, поступающих из окружающей жидкости.

Для многих ученых конечная цель состоит в том, чтобы искусственный мозг функционировал подобно обычному — формировал сети, которые можно окрасить, нарезать и изучить подобно мозгу лабораторных мышей. Но пока что органоиды инертны, как и попкорн, на который они похожи.


IMAX ОТКРОЕТ СВОЙ ПЕРВЫЙ VR-ЦЕНТР В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Компания IMAX хорошо знакома поклонникам кинематографа. Но в наше время никого уже не удивишь гигантскими вогнутыми экранами с невероятным разрешением, 3D-картинкой и объёмным звуком. Руководство IMAX это прекрасно понимает, поэтому было принято решение объединиться с компанией Odeon и открыть в британском городе Манчестере первый VR-центр, где посетителям предложат погрузиться в виртуальную реальность посредством специальных гарнитур и удобных капсул. Свои двери для первых посетителей центр распахнёт уже к концу 2016 года.


За техническую составляющую проекта отвечают компании Starbreeze AB и Acer. Именно они предоставят гарнитуры StarVR и мощные компьютеры для вывода на них качественного визуального контента. Посетителям центра будет предложено на выбор несколько видов развлечений. Каждая капсула рассчитана на одного человека. Надев гарнитуру и удобно устроившись внутри капсулы, человек сможет посмотреть VR-фильм или принять участие в многопользовательских развлечениях. Таких, как адаптированные под VR видеоигры или уникальные VR-проекты наподобие Star Trek Bridge Crew, где игрок может почувствовать себя членом команды космического корабля «Энтерпрайз» из знаменитой космической оперы.

Что же касается уникального развлекательного контента, то IMAX пока старается не распространяться на этот счёт, однако руководство компании намекнуло, что был заключен договор с Hollywood Studios и несколькими крупными издательствами видеоигр. Вполне может статься, что IMAX раскошелится на создание совершенно новых VR-проектов, которые будут доступны эксклюзивно в развлекательных центрах компании. Пока виртуальная реальность достаточно дорога для рядового потребителя (и речь идёт не только о России, с нами-то всё и так понятно), поэтому купить билет в развлекательный центр за десятку фунтов куда дешевле, чем приобрести мощный компьютер и гарнитуру за тысячу.


ПОЛЕТ НА МАРС МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СЛАБОУМИЮ КОСМОНАВТОВ

Смогут ли астронавты, путешествующие на Марс, вспомнить свое путешествие? Этим вопросом обеспокоились ученые Калифорнийского университета в Ирвине, изучающие явление «космического мозга». Чарльз Лимоли и его коллеги обнаружили, что воздействие заряженных высокоэнергетических частиц — вроде тех, из которых состоят галактические космические лучи, бомбардирующие астронавтов во время длительных космических полетов, — приводят к значительным долгосрочным повреждениям головного мозга. Во всяком случае у грызунов обнаружили когнитивные нарушения и деменцию.


Исследование было опубликовано в Nature 10 октября и продолжило другое исследование прошлого года, которое показало краткосрочные эффекты влияния галактических космических лучей на мозг. Нынешние находки, по словам Лимоли, поднимают гораздо более серьезную тревогу.

«Это плохие новости для астронавтов, которые собираются в двух-трехлетнее путешествие на Марс», говорит профессор радиационной онкологии из медицинской школы Калифорнийского университета. «Космическая среда представляет уникальные опасности для астронавтов. Воздействие этих частиц может привести к целому ряду основных потенциальных осложнений нервной системы, которые могут возникнуть во время и сохраняться долго после реального космического путешествия, — здесь и снижение производительности, и нарушения памяти, тревога, депрессия, нарушение процесса принятия решений. Многие из этих неблагоприятных последствий будут сохраняться на протяжении всей жизни».

В рамках исследования грызунов подвергли облучению заряженными частицами (полностью ионизированного кислорода и титана) в лаборатории космического излучения NASA при Брукхейвенской национальной лаборатории в Нью-Йорке, а затем отправили в лабораторию Лимоли.

Спустя шесть месяцев после облучения ученые обнаружили существенные воспаления мозга и повреждение нейронов. Томография показала, что нейронная сеть мозга была нарушена за счет сокращения дендритов и шипиков этих нейронов, что нарушило передачу сигналов в клетках мозга. Этим проблемам сопутствовала сниженная производительность в процессе решения задач, связанных с обучением и памятью.

Кроме того, группа Лимоли обнаружила, что излучение влияет на «угасание страха», активный процесс, в ходе которого мозг подавляет неприятные и стрессовые ассоциации, вроде тех, что возникают, когда кто-то, кто чуть не утонул, снова учится пользоваться водой.

«Дефицит угасания страха может привести к беспокойству, — говорит Лимоли, — которое может стать проблемой в течение трехлетнего путешествия на Марс и обратно».

Что особенно важно, эти шестимесячные результаты отражают выводы шестинедельного исследования постоблучения, которое было проведено в 2015 году и было опубликовано в майском номере Science Advances.

Подобные, но более тяжелые примеры когнитивной дисфункции характерны для пациентов с раком мозга, которые получили высокие дозы фотонного облучения в рамках лечения. В другом исследовании Лимоли изучает влияние химиотерапии и облучения мозга на когнитивные процессы.

И если нарушения по типу деменции у астронавтов проявятся спустя месяцы, говорит он, времени, которое займет марсианская миссия, будет достаточно, чтобы эти проблемы нашли место. Люди, которые работают долгое время на Международной космической станции, с таким уровнем облучения галактическими космическими лучами не сталкиваются, поскольку находятся под защитой магнитосферы Земли.

Работа Лимоли стала частью Human Research Program NASA: исследование влияния космического излучения на астронавтов и поиск способов смягчения ее влияния имеют важное значение для будущего освоения космоса силами людей, и NASA должно будет учитывать эти риски, планируя миссии на Марс и за его пределы.

Лимоли отмечает, что разрабатываются частичные решения. Космические аппараты могут включать зоны повышенной защиты, для отдыха и сна. Тем не менее эти высокоэнергетические заряженные частицы в любом случае будут пролетать через судно, и нет никакой возможности избавиться от них совсем. Профилактические процедуры дают некоторую надежду. Группа Лимоли работает над фармакологической стратегией, которая включает соединения, связывающие свободные радикалы и защищающие синаптическую передачу.


OASIS — КОНЦЕПТ ГОСТИНОЙ НА КОЛЁСАХ ОТ RINSPEED

Встал с утра, умылся, оделся, сел в машину, а она тебе кофейку! Устроился поудобнее на диванчике, посмотрел новости, которые проецируются прямо на стёкла автомобиля, почитал сайт Hi-News.ru и AppleInsider.ru, а тут уже и на работу автопилот довёз! Красотища? Да. Увы, пока всё это лишь мечты и концепты, но задумка у компании Rinspeed получилась интересная. Называется этот двухместный городской электромобиль Oasis — просто и со вкусом. Самое главное, что название очень точно отражает идею разработчиков.


Крыша автомобиля будет покрыта солнечной батареей, стёкла мини-авто смогут выполнять роль диплеев — неплохая реализация модных нынче заигрываний с виртуальной и дополненной реальностью. Да, основная идея в том, чтобы сделать из Oasis продолжение гостиной, поэтому внутри есть кресла, кофемашина, телевизор, столик, а в задней части салона имеется отсек с климатическим контролем. Поэтому, кажется, там можно хранить что-нибудь вкусненькое. А ещё такой автомобиль можно было бы использовать для курьерской доставки.

Несмотря на то, что по задумке концепт будет управляться автопилотом, в салоне имеется руль, а ещё и без того мобильная и очень компактная машинка сможет делать развороты на месте — такая манёвренность в перегруженных транспортом городах должна оказаться очень кстати.

Сейчас о проекте известно довольно мало, но разработчики обещают рассказать больше на выставке CES в 2017 году. Rinspeed известны своими очень необычными автомобилями, сделанными на заказ для фанатов, поэтому серийно они ничего не производят, а лишь дорабатывают конструкции тех или иных машин по заказу клиента. Тем не менее Oasis выглядит очень мило. Хочется надеяться, что концепт в том или ином виде пустят в серию.


ПОЧЕМУ МЫ НЕ ЗАПУСКАЕМ МУСОР С ЗЕМЛИ НА СОЛНЦЕ?

Что бы там ни говорили, за десять тысяч лет человечество почти не оказало никакого влияния на нашу планету и окружающую среду. Даже крупнейшие пожары, войны и отходы, которые производят города, не могут сделать больше, чем отравить крошечную часть нашего мира на короткий срок. Но цифры растут. Наши технологические возможности растут, а вместе с ними — наше искусство уничтожать и менять биосферу. Нас уже 7 миллиардов, и следить за окружающей средой становится все сложнее и сложнее. И если уж мы собираемся стать многопланетным видом, почему не отправлять самые опасные и долговременные загрязнители — продукты ядерного распада, опасные отходы, небиоразлагаемый пластик и т. п. — на Солнце?

Некоторые люди считают, что отправка радиоактивных отходов или космического мусора на Солнце будет чрезвычайно дорогой и просто невозможной. Нам придется ускорить его, вывести с орбиты Земли, а затем замедлить, чтобы тот «упал на Солнце». Мы могли бы это сделать, если уж отправляем зонды на Венеру, просто это сложно представить воочию. Давайте разберемся, возможно ли это в принципе?
 
Если коротко, то да, абсолютно возможно. Вопрос не столько в том, можем ли мы, а в том, должны ли. Но давайте по порядку.
 
Причина, по которой мы не падаем с Земли и не оказываемся выброшенными в космос, в том, что гравитационное притяжение Земли действует на нас, на нашем расстоянии от центра Земли. В частности, привязанными к миру нас сохраняет определенное количество энергии (гравитационная потенциальная энергия), и есть два важных показателя скорости, которые мы можем учитывать: стабильная круговая скорость орбиты для нашего расстояния от центра Земли, которая будет удерживать нас на орбите Земли даже если мы не будем касаться земли, и скорость убегания в нашем месте, которая позволит нам полностью преодолеть гравитационное притяжение Земли и отправиться в межпланетное пространство. На Земле нам нужно двигаться на скорости 7,9 км/с, чтобы достичь орбиты, и 11,2 км/с, чтобы покинуть земное притяжение. Чтобы вы понимали, наша планета вращается на скорости 0,47 км/с по экватору, поэтому нет ни малейшего шанса на то, что нас выбросит.

Поэтому чтобы выйти на орбиту Земли, мы тратим колоссальное количество энергии, чтобы разогнать ракету до этой скорости, и это выливается нам в копеечку. Человечество занимается подобным с 1950-х годов, и как только вы оказываетесь наверху, вы узнаете кое-что любопытное: вы являетесь частью системы, которая вращается вокруг Солнца на огромной скорости. Земля движется вокруг Солнца на скорости 30 км/с, а все, что вы запускаете на орбиту Земли, тоже будет вращаться вокруг Солнца примерно с такой же скоростью.  С другой стороны, мы уже находимся в 150 миллионах километров от светила. Чтобы покинуть Солнечную систему, нам нужно прибавить 12 км/с в скорости (и будет 42 км/с).

Поскольку на выход в космос требуется так много энергии и тяги, мы пытаемся заставить Вселенную сделать все, что она может. Мы используем гравитацию в помощь — преимущества гравитационных свойств нашей планеты — чтобы достичь внутреннего или внешнего мира нашей системы. Поскольку планеты вращаются вокруг Солнца, в нашей схеме участвует два гравитационно важных тела. Космический аппарат будет третьим. Есть два способа заручиться поддержкой гравитации:

  • Направить космический аппарат так, чтобы он летел за планетой, вылетал перед ней и гравитационно забрасывался за планету снова.
  • Направить космический аппарат так, чтобы он летел впереди планеты на орбите, залетал за нее и гравитационно забрасывался снова перед ней.

В первом случае планета тащит космический аппарат на буксире, а космический аппарат тащит на буксире планету, так что планета немного прибавляет в скорости относительно Солнца, становится немного менее связанной, а космический аппарат немного теряет в скорости (по причине меньшей массы) и становится более тесно связанным: переходит на низкоэнергетическую орбиту. Во втором случае все происходит строго наоборот: планета теряет немного скорости и становится более тесно связанной, а космический аппарат прибавляет много скорости и переходит на высокоэнергетическую орбиту.

Первый сценарий — это как мы посещаем внутреннюю Солнечную систему: Венеру, Меркурий или даже само Солнце. Второй — как мы добираемся до более удаленных частей Солнечной системы. Именно так «Новые горизонты» добрался до Плутона, а «Вояджер» и вовсе улетел из системы.

Выходит, мусор на Солнце отправлять вполне возможно. Но у самой идеи есть куча недостатков:

  • Возможности отказа при запуске.
  • Высокая стоимость.
  • Было бы проще выпуливать его из Солнечной системы, чем сбрасывать на Солнце.

Система космических пусков «Союз», самая успешная из всех, имеет показатель успеха в 97% после более тысячи запусков. Но даже 2-3% отказа могут быть катастрофическими, если в них будет участвовать ракета, под завязку набитая опасными отходами, от которых вы хотели бы избавиться. Представьте себе, что эти отходы отправятся прямиком в безграничные просторы, только не космоса, а земного океана, атмосферы, удобренной земли или промышленных или жилых площадей. Едва ли исход сего действа будет приятным.

Грузоподъемность крупнейшей из ракет «Союз» составляет порядка 7 тонн. Предположим, мы хотели бы избавиться от всех имеющихся ядерных отходов. В США в настоящее время хранится порядка 60 000 тонн отходов высокого уровня, и там же расположена четверть от атомных электростанций всего мира. Получится около 34 000 ракет с отходами, и самый дешевый запуск обойдется в 100 миллионов долларов. Даже если сократить показатель отказа до удивительного 0,1%, 34 ракеты выпустят свой груз в случайном порядке на Землю.

Может быть, когда у нас появится надежный космический лифт, мы еще вернемся к этому варианту. Но до тех пор стоимость и почти стопроцентная вероятность отдельной катастрофы накладывают вето на доставку мусора на Солнце.


GOOGLE ОБУЧАЕТ РОБОТОВ ОБУЧАТЬ ДРУГИХ РОБОТОВ

Компания Google в последнее время ведет работы в области так называемой «облачной робототехники». Это явление, когда роботы, обучившиеся самостоятельно выполнять какое-либо действие, могут поделиться «опытом» с другими роботами, просто передав информацию любым доступным методом связи. Такой принцип обучения позволяет избежать момент перепрограммирования, или, так сказать, «переобучения», при постановке технике новых задач.


Суть «облачной робототехники» состоит в следующем: в ее основе лежат нейросети, которые определяют и хранят последовательность выполняемых действий, отвечают за процессы автоматизма и передачу информации. В общем, за все то, что мы называем опытом. Роботам на базе нейронных сетей можно поставить любую задачу, и искусственный мозг сам найдет пути решения. В дальнейшем при выполнении этих действий несколько раз, робот выработает оптимальный алгоритм, который сумеет передать другим машинам, и те будут использовать и совершенствовать его, не начиная каждый раз с нуля.

Ученые из компании Google Research протестировали свой алгоритм на трех видах роботов, выполняющих разные задачи: открывание дверей, изучение предметов на подносе и видоизмененный вариант первого опыта, когда робот обучался не самостоятельно, а управлялся человеком с последующей задачей усовершенствовать полученные навыки.

В первом случае у машины ушло достаточно много времени для понимания того, то для открытия двери необходимо взяться за ручку, повернуть ее и надавить на дверь. Зато все последующие роботы использовали этот алгоритм, пропуская момент обучения.

В эксперименте с подносом машины были предоставлены сами себе и в течение нескольких часов изучали причинно-следственные связи между предметами (для примера: чайник — чашка — сахар: что с этим делать, очевидно лишь нам, роботам же пришлось «учиться»).

Эксперимент номер три после обучения робота оператором был отдан на откуп «коллективному сознанию», которое быстро совместно нашло оптимальные варианты решения, отличающиеся различными исходными положениями манипуляторов и конечным итогом, ускорявшим произведение манипуляции.

Самым интересным стал момент, когда одного из роботов заставили открывать дверь, на которой была установлена ручка совершенно другого типа. Машина отлично справилась с задачей.

Зачем это все нужно, помимо построений теорий о восстании машин? Все просто: подобное ускорение процесса обучения даст возможность промышленным роботам приступать к выполнению сложных задач гораздо быстрее, чем при традиционном подходе.


МОЖНО ЛИ КУПИТЬ ЗЕМЛЮ НА ЛУНЕ?

Никогда не задумывались о том, можно ли купить участок на Луне? Никто не говорил вам, что благодаря определенным лазейкам в правовом коде можно заполучить себе клочок лунной земли? Говорят, многие знаменитости оказались втянуты в эту схему. Теперь у них есть право на собственность на спутнике, который еще даже компании или страны не освоили.


Несмотря на существование компаний, которые торгуют Луной, реальность такова, что международные договоры говорят, что Луной не владеет ни одна страна. Эти договоры также устанавливают, что Луна существует на благо всех людей, а значит ни одно государство не может заявить о владении лунной землей. Но как насчет частной собственности? Оказывается, все не так просто.

Если коротко, то землю на Луне можно купить. В настоящее время некоторые страны планируют построить форпосты и поселения на естественном спутнике Земли. Европейское космическое агентство планирует построить «международную деревню» к 2030 году. NASA имеет планы на базу на Луне. Роскосмос планирует создать базу на Луне к 2020-м годам, а Китайское национальное космическое агентство тоже хочет уложиться примерно в те же сроки.

Из-за всего этого движения в последнее время появился нездоровый интерес к правовому полю на тему Луны и прочих небесных тел. Давайте рассмотрим историю «космического права»?

Договор о космическом пространстве
27 января 1967 года США, Великобритания и Советский Союз сели и разработали договор об исследовании и использовании космического пространства. Поскольку СССР и американцы были втянуты в космическую гонку, со стороны каждой державы был страх, что другая первой выйдет на орбиту или захватит Луну, заполучит преимущество и пустит ресурсы спутника во имя зла.

Таким образом, все стороны подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», или просто договор о космосе. Этот договор вступил в силу 10 октября 1967 года и лег в основу международного космического права. По состоянию на сентябрь 2015 года он был подписан 104 странами (еще 24 страны подписали договор, но не ратифицировали).

За договором следит управление по вопросам космического пространства ООН (УВКПООН). Это серьезный документ с кучей статей, подразделов и юридических нюансов. Но самым значимым является пункт Статьи II договора, который гласит:

«Космическое пространство, включая луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

«Лазейка» в договоре
Несмотря на четкое заявление, что космическое пространство является достоянием всего человечества и может быть использовано только на всеобщее благо, этот язык является специфическим для национальной собственности. Получается, нет никакого юридического консенсуса относительно наличия или отсутствия запрета на частное присвоение.

Статья II адресована к проблеме национального владения и ничего не говорит о правах частных лиц или органов на владение чем-либо в космосе. Поэтому некоторые утверждают, что права собственности должны признаваться на основании юрисдикции, а не территориального суверенитета.

Правда, в Статье IV говорится, что правительства несут ответственность за действия любой из сторон. Так что очевидно, что договор должен применяться ко всем лицам, будь они государственные или частные.

«Государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется такая деятельность правительственными или неправительственными лицами, а также за обеспечение того, чтобы национальная деятельность осуществлялась в соответствии с положениями, изложенными в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора».

Другими словами, любой человек, организация или компания, ведущий деятельность в космосе, отвечает соответствующему правительству. Но поскольку на тему частной собственности ничего не говорится, некоторые указывают на эту «лазейку» в договоре, которая позволяет им претендовать и продавать землю на Луне. Из-за этой неоднозначности были попытки дополнить Договор о космическом пространстве.

Договор о Луне

18 декабря 1979 года члены ООН представили соглашение, которое должно было последовать за Договором о космосе и закрыть его предположительные лазейки. Известное как «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах», он же Договор о Луне, или Соглашение о Луне, это соглашение должно было создать правовую основу для использования Луны и других небесных тел.

Подобно Договору о космосе, это соглашение установило, что Луна должна использоваться на благо всего человечества, а не какого-либо отдельного государства. Этот Договор запретил испытания оружия, постановил необходимость открытости любого научного исследования и что оно должно быть открыто всем, и что нации, отдельные лица и организации не могут ни на что претендовать.

На практике этот договор провалился, поскольку не был ратифицирован ни одним государством, участвующим в исследовании космоса или имеющего возможности для запуска ракет. Здесь и США, и крупнейшие члены Евросоюза, и Россия, и Китай, и Япония, и Индия. Хотя он прямо запрещает иметь национальную и частную собственность на Луне или же использовать ее в ненаучных целях, этот договор фактически не имеет зубов.

Грубо говоря, нет ничего, что прямо запрещает компаниям владеть землей на Луне. Однако любой, кто пытается продавать землю на луне другим, не имеет возможности претендовать на нее, а значит по сути торгует воздухом. Любая документация, которая гласит, что у вас есть земля на Луне, не имеет законной силы, и ни одна страна, которая подписала Договор о космосе или Договор о Луне, ее не признает.

Опять же, если вы сможете долететь до Луны и построить там поселение, вас будет довольно трудно остановить. Но это не означает, что можно поставить точку в этом вопросе. Если множество космических агентств начнет строить «международные деревни», а компании начнут запускать туристические экскурсии, начнутся серьезные правовые баталии.


СОЗДАН ИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА

Уже в 2017 году на Международной космической станции пройдут испытания нового типа ионного двигателя. Как и другие устройства подобного рода, изобретение обладает высокой эффективностью, но отличает от ближайших аналогов его то, что в качестве топлива для двигателя возможно использовать металлы, их сплавы и другие части космического мусора.


За созданием нового типа двигателя стоит группа австралийских ученых во главе с выпускником Сиднейского университета (University of Sydney) доктором Патриком Нойманом. Сама разработка получила название Neumann Drive. Нестандартный подход ученых не только обладает достаточно высокой эффективностью, но и позволит очистить орбиту нашей планеты от отходов, которых скопилось там уже достаточно много.

Как утверждает сам автор проекта,

«Двигатель Neumann Drive использует электрическую энергию, которую можно получать от солнечных батарей или ядерного источника, а также металлическое топливо для создания пульсирующего дугового разряда, который работает почти так же, как электродуговая сварка».

В качестве топлива может выступать несколько металлов, которые могут быть найдены не только в космическом мусоре, но и на других объектах открытого космоса. К примеру, магний и алюминий, которых достаточно много в конструкциях аппаратов, превратившихся в космический мусор.

Однако металл, который наиболее эффективно питает двигатель Neumann Drive, — это молибден. И его крайне мало в космическом мусоре, зато при его использовании двигатель может быть разогнан до очень высокой скорости.


ФОТОГРАФИРУЙ МОРГАЯ — НОВАЯ КАМЕРА ДЛЯ ОЧКОВ

Пока многие заняты разработкой модных очков, умеющих делать фото и снимать видео, японская компания Blincam запустила сбор средств на Indiegogo, чтобы всем миром накопить на камеру, фотографировать с помощью которой можно просто моргая глазами. Устройство можно прицепить к любым очкам, а датчики, расположенные внутри него, фиксируют движения глаз, и, если замечают, что глаза закрыты чуть дольше, чем это необходимо для обычного моргания, активируют затворы, и устройство делает снимок, который благодаря встроенному Bluetooth тут же передаётся на смартфон.


Одного заряда аккумулятора камеры хватает на 8 часов, поэтому она отлично подойдёт для того, чтобы делать классные и необычные снимки того, чему владелец неожиданно стал свидетелем.

«Камера разработана для того, чтобы вы могли видеть интересные и яркие моменты своими собственными глазами, а не через видоискатель фотоаппарата или дисплей смартфона — говорит глава Blincam Шота Такасэ, — необходимость что-то сфотографировать не должна отвлекать вас от повседневных дел».

Портативную камеру Такасэ разработал, ещё когда учился в университете, а сейчас довёл конструкцию до ума и решил на этом заработать. Похвально.

Для реализации идеи необходимо собрать 30 000 долларов, тогда камеру сможет купить любой желающий. Тем, кто захочет поучаствовать в проекте раньше всех, устройство обойдётся в 200 американских долларов. Получить девайс можно будет при условии, что кампания завершится успехом. Начать продажи планируется уже весной следующего года.


RICH KIDS – ЭКСКЛЮЗИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЛЯ БОГАТЫХ ДЕТЕЙ

Без социальных сетей сегодня никуда. Люди нуждаются в общении и порой находят новых друзей не только в реальности, но и на просторах Сети. Среди популярных сервисов вроде Facebook и ВКонтакте встречаются и весьма эксклюзивные социальные сети, объединяющие под своей крышей определённые категории людей (и не только людей). Например, меломанов или автомобилистов. Но Rich Kids – это нечто совершенно новое. Шутка ли, закрытая социальная сеть для богатых детей и подростков с ежемесячной абонентской платой в 1000 долларов.


С такой высокой абонентской платой Rich Kids действительно имеет право называться «самой эксклюзивной в мире социальной сетью». Ведь популярные на весь мир Twitter и Instagram не требуют платы за создание пользовательского аккаунта. А здесь тебе буквально выдвигают ультиматум: 1000 долларов или пошёл прочь! Впрочем, вы можете бесплатно авторизоваться в социальной сети при помощи своего аккаунта Facebook. Но дальше этого зайти не получится. Чтобы получить доступ к основным функциям, например, делиться контентом с другими пользователями, вам всё равно придётся заплатить 1000 долларов.

Сами создатели сервиса Rich Kids сделали слоганом своей социальной сети фразу: «1000 долларов слишком дорого? Значит эта социальная сеть – не для вас!». И не поспоришь. Что же получают богатые дети за такие деньги? Они получают гарантию того, что ни один бедный пользователь в этой сети не зарегистрируется, так как ему это будет элементарно не по карману. Небогатые юзеры смогут лишь молча смотреть на то, как живут их богатые сверстники. Ни прокомментировать фотографии «Ричи Ричей», ни опубликовать свой контент простые смертные не смогут. Такая вот социальная несправедливость. Быть богатым скучно, если никто тебя не видит.

Если вы думаете, что это совершенно идиотская затея, то, может быть, будете и правы. Но есть один нюанс. Богатенькие Буратины будут платить по 1000 долларов в месяц за то, чтобы хвастаться своей дорогой одеждой, игрушками, гаджетами, подарками, а треть от всех этих средств будет переводиться детским благотворительным организациям. За счёт богачей бедные дети из стран третьего мира смогут получить пищу, начальное образование и медицинскую помощь. Так что не такой уж это и идиотский проект, если хорошенько подумать.


НОВЫЙ КИТАЙСКИЙ СУПЕРКОМПЬЮТЕР СМОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ КВИНТИЛЛИОН ОПЕРАЦИЙ В СЕКУНДУ

Летом этого года китайские специалисты уже создали самый мощный в мире суперкомпьютер Sunway TaihuLight, чья производительность составляет 93 петафлопс. Машина способна выполнять 93 квадриллиона вычислений в секунду благодаря а 10,65 миллиона ядер. Но Китай не собирается останавливаться на достигнутом, ведь вычислительные мощности лишними не бывают, поэтому китайский Государственный центр суперкомпьютерных вычислений вместе с Национальным университетом оборонной науки и техники приступил к разработке прототипа суперкомпьютера нового поколения. Пресс-служба центра сообщает, что будущий компьютер сможет выполнять квинтиллион операций в секунду.


Супермощная вычислительная машина играет важную роль в продвижении научно-технической инновации и развитии различных отраслей. До этого в США, Японии и ЕС уже началась разработка суперкомпьютера нового поколения, их цель состоит в том, чтобы к 2020 году построить компьютер, который будет способен выполнять квинтиллион операций в секунду, — цитирует представителя Национального университета оборонной науки и техники новостное агентство Синьхуа.

Первый суперкомпьютер появился в Китае шесть лет назад, он называется Тяньхэ-1 и выполняет квадриллион вычислений в секунду. Работает он и сейчас, выполняя различные задачи, связанные с биофармацевтикой, производством оборудования, разведкой нефти и многим другим. Ежедневно он осуществляет более 1400 задач, а его услугами постоянно пользуются более тысячи клиентов.

Разрешается использование пресс-релизов, новостей и других информационных материалов, предназначенных для общественного пользования, с целью информирования общественности, при условии указания веб-портала «Zentrix» в качестве источника информации.
Автор материала:
Гость
Логин на сайте: Гость
Группа: Гости
Статус:
Зарегистрирован дней:
День рождения:
О материале:
Дата добавления материала: 25.12.2016 в 19:19
Материал просмотрен: 456 раз
Категория материала: HI-TECH
К материалу оставлено: 0 комментариев
Рейтинг материала 0
Вы находитесь на этой странице

секунд!
Всего комментариев: 0
  • Комментарии через сайт

    avatar

  • Комментарии через ВК

  • Комментарии через Facebook