Главная » 2017 » Январь » 3 » HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 34
22:16
HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 34

КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА ОДЕРЖИМА ИДЕЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИМУЛЯЦИИ ВСЕЛЕННОЙ

Как пишет Vanity Fair, за последний год одной из самых обсуждаемых тем в Кремниевой долине были не часы Apple Watch, не дорогущие и крутые дроны компании DJI и даже не высокотехнологичные беспилотные автомобили компании Uber. Вместо этого боссы самых больших технологических компаний на полном серьезе обсуждали вопрос о том, является ли наше существование как человеческого вида на самом деле компьютерным алгоритмом и не живем ли мы в компьютерной симуляции.


Нет, это не та история, где кто-то перепил и начал нести ахинею о том, что его похищали зеленые человечки или вроде того. Вопрос обсуждается на полном серьезе. С привлечением самых светлейших умов.

Еще в 2014 году на мероприятии New Establishment Summit Элон Маск выразил вероятность того, что на самом деле это мероприятие не настоящее, а является очень продвинутой высокотехнологичной компьютерной симуляцией. После нервного смеха некоторых из гостей аудитории Маск сделал паузу и кратко подытожил, что на самом деле «шанс на то, что все, что нас окружает, является реальностью — 1 из 1 миллиарда».

Первоначальным автором теории о том, что все мы живем в компьютерной симуляции, является не Маск, Альтман и другие выдающиеся личности Кремниевой долины. На самом деле она имеет академические корни. Впервые она была представлена в 2003 году Ником Бостромом, профессором кафедры философии Оксфордского университета и директором Института Будущего человечества, который написал целую научную работу по этому вопросу, ставшую даже в определенных кругах настоящей библией. В работе, носящей название «Живете ли вы компьютерной симуляции?», заявляется, что все люди представляют собой некую цифровую программу, или даже куклу, в некоей гиперпродвинутой версии игры The Sims. Согласно этой гипотезе, благодаря быстрому развитию и совершенствованию технологий мы научились строить мощные машины, способные создавать симуляции наших предков. И если это так, то как мы можем быть уверенными в том, что сами не являемся цифровыми созданиями наших потомков?

«Если посмотреть на это с такой точки зрения, то это вполне возможно. Логичнее было бы предположить, что мы являемся лишь одной из симулированных компьютерных моделей, созданных более продвинутыми умами, чем одним из уникальных биологических видов».

Разумеется, далеко не все соглашаются с такой точкой зрения и даже не верят в удаленную возможность такого сценария. Например, Джон Маркофф, лауреат Пулитцеровской премии, научный колумнист газеты New York Times и автор «Машин благодати и любви», книги о пределах возможностей роботов и искусственного интеллекта, считает, что мы точно не живем в компьютерной симуляции. Вместо этого Маркофф считает, что вся эта возня вокруг идей о компьютерной симуляции является наглядным примером того, как в технологической индустрии лихорадочно нарастает одержимость концептами.

«Я голос скептицизма. Я не думаю, что существует хотя бы крупица доказательств того, что мы живем внутри симуляции. Это тест Роршаха. Это из той же оперы, что и сингулярность», — говорит Маркофф, делая отсылку на мнение о том, что компьютерный сверхинтеллект сможет изменить человечество настолько, что это бросит вызов самой биологии.

Но Маркофф прекрасно понимает, что не все люди видят это так, как видит это он:

«Это уже по сути превращается в новую форму религии, появившейся в Долине».

Данная теория, несмотря на то что очень часто выглядит как концепция, притянутая прямиком из фильма «Матрица», тем не менее, поддерживается многими видными представителями технологической индустрии. И стоит отметить, что это далеко не случайно. Голливуд, в конце концов, уже многие десятилетия пытается выразить идею симуляции в своих фильмах. «Мир на проводе», «Мозговой штурм», «Начало», вся трилогия «Матрицы», «Вспомнить все» и многие другие аналогичные киноленты так или иначе пытались визуально показать нам то, как эта теория может работать. Справедливости ради стоит также отметить, что большинство технологий, которыми мы пользуемся ежедневно в современном мире, впервые были представлены именно писателями и создателями научной фантастики много лет назад. В число этих технологий в том числе входят смартфоны, планшеты и даже «Твиттер».

И все же основной целью преподнесения этих идей является развлечение: фильм рано или поздно заканчивается, мы покидаем, казалось бы, реальный кинотеатр и возвращаемся к нашим реальным и, казалось бы, несимулированным жизням. Удивляет здесь больше то, что выдуманные идеи слишком быстро перерастают в нечто большее и начинают на полном серьезе восприниматься в той же Долине как нечто реальное. В этом особом закрытом мире создающихся и развивающихся технологий иногда очень сложно уловить ту грань, при который ты точно понимаешь – шутит ли стоящий перед тобой человек или нет.

В любом случае обсуждаемая идея уже плавно перетекает из комнат с закрытыми дверями и исследовательских лабораторий в мейнстрим. Нил Деграсс Тайсон, астрофизик и директор планетария Хейдена в Американском музее естественной истории на Манхэттене вел в этом году двухчасовую конференцию на обсуждаемую сегодня тему. В рамках конференции, получившей название «Является ли Вселенная симуляцией?» Тайсон поделился с собравшейся аудиторией о том, что верит в наличие 50-процентного шанса на то, что все мы в настоящий момент живем в компьютерной модели. Правильнее даже сказать не живем, а представлены в виде строчек кода, хранящегося на каком-то удаленном сервере.

«Я думаю, такая вероятность может быть велика», — отметил Тайсон.

На проведенной конференции присутствовали весьма видные ученые из Массачусетского технологического института, Гарварда, Нью-Йоркского университета, и все они предложили свои точки зрения на эту тему, постаравшись объяснить, почему мы можем являться или не являться живыми компьютерными программами.

«Даже если попытаться, то убедительных доказательств того, что мы находимся не в симуляции, вы не найдете», — говорит Дэвид Чалмерс, профессор кафедры философии Нью-Йоркского университета.

«А все потому, что любые найденные доказательства тоже будут частью симуляции».

Примером желания понять, «насколько глубока эта кроличья нора», служит та скорость, с которой в Кремниевой долине принимаются новые идеи. Джон Маркофф, охватывающий тему искусственного интеллекта, уже не один десяток лет говорит, что всего пару лет назад всего несколько предприимчивых капиталистов были серьезно заинтересованы в исследованиях ИИ. И только сейчас эта тема стала настолько популярной, что в нее стали вкладывать сотни миллионов долларов. Согласно некоторым аналитикам, только за ближайший год на Западе появилось более 40 стартапов, занимающихся разработкой технологий искусственного интеллекта. Цифры поражают, особенно если учитывать, что за весь период с 2011 и до начала 2016 года набиралась от силы половина из этих цифр. Аналогичный бум мы можем наблюдать и в сфере дополненной реальности. Произошло это в большей степени на фоне беспрецедентной популярности игры Pokémon GO. Инвесторы всего за несколько месяцев вкладывают миллиарды долларов в новые компании, обещающие создать следующее поколение приложений с такой же отдачей. Возможно, на каком-то уровне идея симуляции тоже является той самой формой одержимости.

Тем не менее на фоне всего остального мысли Элона Маска кажутся наиболее убедительными в этом отношении. Ранее в этом году на конференции Recode Code Conference он постарался объяснить, почему пришел к выводу о том, что все мы можем жить внутри машины.

«Сильнейший аргумент в пользу того, что мы живем в компьютерной симуляции, заключен в следующем: 40 лет назад мы создали Pong. Игру с двумя прямоугольниками и точкой. 40 лет спустя мы имеем фотореалистичные 3D-игры, в которые одновременно играют миллионы человек. Если принять во внимание ту скорость, с какой развиваются игры, то рано или поздно эти игры станут полностью неотличимы от реальности. Учитывая это, несмотря на все безумство, можно сделать вывод, что шанс на то, что мы находимся в той самой «понговской» базовой версии реальности, – один из миллиарда».

Конечно же, есть вероятность, что все эти разговоры являются простой затянувшейся шуткой. Но судя по тому, что люди говорят и как они это говорят, становится понятно, что некоторые действительно верят в то, что они говорят.


ИНЖЕНЕРСКАЯ ВАКЦИНА: КАК БОРОТЬСЯ С ПАНДЕМИЯМИ БУДУЩЕГО?

В 1918 году завершилась самая кровопролитная на тот момент война. Этот год также положил начало новой войне. Положив конец массовому смертоубийству среди людей, природа взяла эту прерогативу на себя и начала сеять хаос. Эпидемия гриппа 1918-1919 годов унесла порядка 20-40 миллионов жизней, больше, чем Первая мировая война, и убила больше людей за один год, чем бубонная чума за четыре года.


«Четыре с половиной года медицина посвящала себя поддержанию людей на линии огня», писали в Журнале Американской медицинской ассоциации в 1918 году. «Теперь она должна обрушиться всей своей мощью на злейшего врага всего — инфекционные заболевания».

Может ли такой смертельный вирус возродиться? Да. Вопрос в том, будем ли мы к этому готовы.

Выступая на конференции, посвященной экспоненциальной медицине в Singularity University, доктор Джордж Пост предположил, что мы уделяем недостаточно внимания риску развития очередной глобальной пандемии.

«Нас усмирило постоянное внимание к глобальным инфекционным заболеваниям», говорит Пост. «У нас неадекватное состояние надзора за угрозами».

Пост является профессором по инновациям в области здравоохранения и главным научным сотрудником по части адаптивных систем в Университете штата Аризона. В своем выступлении он очертил болезни по всему миру за последнее десятилетие. От вируса Чикунгунья до Эбола и Зика, говорит доктор, дремлющие болезни вспыхивают снова и продолжают появляться новые. Последняя эпидемия Эбола унесла 10 000 человек, а вирус Зика быстро распространяется.

Скверные вирусы быстро развиваются. «Это своего рода гонка вооружений», говорит Пост.

Самая большая проблема, по мнению Поста, в том, как быстро мы сможем развернуть нашу оборону. Скорость имеет первостепенное значение. Но когда дело доходит до разработки и производства вакцин, скорости нет как нет. Диагностические тесты разрабатываются до одного года; вакцины — от трех до десяти лет.

Даже если бы мы бросили все наши возможности по производству вакцин на борьбу с одним вирусом, общая мощность составит порядка 900 миллионов доз для населения в 7 миллиардов.

Чтобы эффективно бороться с будущим вирусом пандемического потенциала — Пост называет его агентом X — нам нужно ответить на следующие вопросы:

  • Как выяснить, против чего защищаться?
  • Как произвести новую вакцину?
  • Как распространять лекарства?
  • Как сделать их доступными?

Он считает, что новые технологии вроде быстрого секвенирования генома, продвинутых вычислений и белковой инженерии приведут к более быстрым и эффективным решениям в будущем.

Производство вакцин по большей части биологическое, отмечает Пост. Интересующий нас вирус — это отправная точка создания новой вакцины. Нужно ускорить этот процесс путем создания молекулярных компонентов вакцин с нуля.

Для этого, говорит Пост, нам потребуются мощные компьютеры для анализа, моделирования и каталогизации структуры молекул, которые стимулируют иммунитет. Эта иммунологическая библиотека очертит правила взаимодействия с новыми захватчиками.

«Если агент Х попадет к нам — и если у нас будут под рукой эти правила — мы сможем секвенировать геном агента Х в считанные дни, даже часы», говорит Пост. Этот геном расскажет нам, какие белки производит вирус и какие антигены нужно синтезировать нам.

Затем нам нужно будет использовать нашу способность изменять белки и произвести саму вакцину инженерным путем.

Пост говорит, что это мир, к которому мы движемся, даже если этого еще незаметно. Для анализа сложных трехмерных структур белков и определения того, как они складываются, нужно много вычислительной мощности, а химический синтез белков по-прежнему остается серьезной проблемой для ученых.

Но поскольку методы секвенирования генома, вычислительная мощь и белковая инженерия развиваются и сходятся, нас ждет мир, способный быстро и широкомасштабно реагировать на будущие вирусные угрозы. Эффективно используя глобально распределенные химические производства и имея четкий план по производству вакцины, мы могли бы нарастить производственные мощности в сотни миллионов или миллиарды доз.


«ЭКЗОМАРС-2016»: МОДУЛЬ SCHIAPARELLI СЕЛ НА ПОВЕРХНОСТЬ МАРСА

Владимир Назаров, руководитель отдела наземных научных комплексов Института космических исследований (ИКИ) РАН, сообщил, что модуль Schiaparelli сел на поверхность Марса.


Научный орбитальный модуль Trace Gas Orbiter вышел на низкую орбиту и начал сканировать атмосферу Марса с целью выявить в ней процент содержания метана, водяного пара, а также других газов. Для того чтобы не проскочить мимо планеты, зонд запустил основной двигатель и совершил торможение, войдя в гравитационное поле Марса.

Модуль «Скиапарелли» вошёл в атмосферу планеты на скорости 21 тысяча км/ч, затем с помощью парашюта и аэродинамического торможения сбросил скорость и сел на поверхность Красной планеты благодаря своим реактивным двигателям. Основная задача модуля — отработка посадки на Марс.

«Пока мы можем сказать только одно: модуль «Скиапарелли» на Марсе. Но о его состоянии, к сожалению, сказать пока нечего. Сигнал был очень слабый» — рассказал господин Назаров в своём интервью.

Радоваться пока рановато, необходимо дождаться устойчивых сигналов от модуля, которые подтвердят, что он сел без повреждений.


«Полёт на Марс невероятно сложен. Многое ещё предстоит узнать о длительных космических перелётах. Но я думаю, теперь это уже вопрос будущего. Если у нас всё получится в рамках этих совместных миссий, вероятно, мы сможем разработать технологии для того, чтобы отправиться на Марс самим через 20 или 30 лет», — цитирует RT научного советника Европейского космического агентства Марка Маккохрина.

В рамках второй части миссии «ЭкзоМарс», которая намечена на 2020 год, ЕКА и Роскосмос планируют отправить на Красную планету марсоход с буровой установкой, способной сверлить поверхность на глубину до двух метров.


НАСТАЛО ВРЕМЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ: 10 СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ «СТРАШИЛОК»

Приближается Хэллоуин, а это значит, что наступило время, как нельзя лучше подходящее для страшных историй. Но так как наш сайт знакомит вас с новинками науки, техники и технологий, то и страшилки будут на научную и околонаучную тематику. Занимайте места поудобнее, приглушайте свои световые источники, вас ждет десятка самых современных научных историй и событий, способных нагнать мурашки по вашему телу.


Космическое безумие

Ученые продолжают активную разработку технологий и подготовку к пилотируемым полетам на Марс и его возможной дальнейшей колонизации. Совсем недавно президент США Барак Обама объявил о том, что правительство тесно сотрудничает с частным космическим сектором, чтобы реализовать эти планы к 2030-м годам. Однако результаты одного из последних исследований могут поставить крест на всех этих мечтах и надеждах.

В рамках лабораторного эксперимента ученые подвергли мышей воздействию особого типа заряженных частиц (такие же частицы будут воздействовать на астронавтов в рамках полетов в глубокий космос). Результат оказался плачевным.

Воздействие частиц привело к воспалению мозга грызунов, что впоследствии переросло в слабоумие, потерю когнитивных способностей и в конечном итоге снижению условного порога «страха исчезновения». Потеря «страха исчезновения», в свою очередь, может привести к чувству постоянной тревоги, которое в конце концов выльется в настоящее безумие.

Спустя шесть месяцев после лабораторных экспериментов признаки «космического безумия» по-прежнему наблюдались у испытуемых грызунов. К настоящему моменту ученые не знают, как полностью обезопасить людей от воздействия этих пагубных космических частиц.

Паучий вирус

Чаще всего целью нового обнаруженного вируса WO являются бактерии, которые обычно живут внутри насекомых (в частности пауков). Вирус, являющийся бактериофагом, обладает одной весьма интересной особенностью. Одна треть его ДНК полностью соответствует характеристике токсина паука Черная вдова. Ученые удивляются, как часть ДНК животного могла стать частью собственного генома вируса.

Как правило, вирусы остаются в пределах одних биологических границ, заражая только определенный тип организмов. Ученые предполагают, что генетический код вируса мутировал, что позволило ему инфицировать совсем иной вид, чем это было изначально. Принцип заражения вирусом WO происходит следующим образом. Он попадает в организм, заражает бактерии, которые в свою очередь обволакивают клеточные мембраны пауков. Каким-то образом смешавшийся с ДНК паука вирус вырывается за пределы этого биологического барьера и получает прямой доступ к токсинам. В качестве бонуса — вирус способен без проблем обходить иммунную систему носителя.

В конечном итоге мы имеем быстро мутирующий вирус, полностью защищенный от иммунной системы носителя и обладающий убийственным геномом токсина черной вдовы. И то, что целью этого вируса не является организм человека, совсем не успокаивает. Ведь никто пока не знает, во что в дальнейшем этот вирус сможет мутировать.

Второй разлом

Многие годы сейсмологи говорят о том, что знаменитый тектонический разлом Сан-Андреас, находящийся рядом с западным побережьем США, созрел для того, чтобы вызвать катастрофическое землетрясение магнитудой 8 баллов и выше по шкале Рихтера. Сейчас ученые рассказывают о том, что они нашли объяснение тому, почему этот разлом так долго «молчал». Оказывается, практически параллельно с ним находится второй разлом, который, возможно, и не позволяет начаться настоящей катастрофе.

Протяженность разлома Salton Trough составляет 56 километров. Его открытие позволило представить полную картину возможной опасности для региона, включая всю территорию Лос-Анджелеса.

Несмотря на то, что новый разлом может снижать часть нагрузки, которую испытывает Сан-Андреас, что, в свою очередь, могло бы объяснять его относительную стабильность, ученые уже бьют тревогу и говорят о «существенном повышении уровня опасности и катастрофических последствий согласно компьютерным моделям».

Машина-убийца

Несмотря на некоторые явные преимущества от использования искусственного интеллекта (ИИ) в будущем, группа исследователей из Университета Карнеги-Меллон решила показать миру то, что мир надеется никогда не увидеть в этом самом будущем. Ученые обучили продвинутую нейронную сеть убивать все, что попадается на ее пути.

К счастью, все это они проделали в виртуальной среде, разработанной специально для такой цели. Машину научили играть в компьютерную стрелялку Doom 1993 года выпуска. Обученная нейронная сеть передвигается в этом виртуальном мире так же, как это делает человеческий игрок. Помимо этого, она знает некоторую особенность работы игрового движка этой игры. Как вы уже могли догадаться, потребовалось не так много времени, чтобы машина научилась доминировать над всеми оппонентами в этой игре.

Самое интересно, что обучение происходило «методом кнута и пряника». За убийства машина поощрялась, а за промахи и недостаточное нанесение урона противникам «погибала». К такому методу исследователи прибегли потому, что нейронная сеть изначально решила, что оптимальной стратегией победы была бесконечная стрельба и «выкашивание» всего, что двигалось в ее поле зрения. К счастью, нынешняя версия системы способна только играть в игры.

Каролинский мясник

Палеонтологи из Университета штата Северная Каролина недавно обнаружили ранее неизвестный вид, который оказался древнее динозавров и является далеким предком нынешних крокодилов.

Несмотря на то, что он вымер более 230 миллионов лет назад, факт того, что такое животное когда-то ходило по Земле, может нагнать некоторую дрожь, а особо впечатлительным даже присниться в кошмарах. Судите сами. Прозвали его Carnufex carolinensis («Каролинский мясник»). Это был огромный 3-х метрового роста крокодил. Рост, а не длина здесь указана не по ошибке. Все дело в том, что эта тварь ходила на двух ногах, как человек.

Родной стихией для него была не вода, а твердая поверхность, по которой он ходил и уничтожал всех, кто попадался на его пути. С острыми как бритва зубами и невероятными выносливостью и подвижностью его современных потомков Carnufex, вероятнее всего, был одним из самых опасных хищников в пищевой цепочке до тех пор, пока не появились динозавры.

Гость

Профессор Джонатан Аллен столкнулся с весьма неожиданной проблемой, когда обнаружил на внутренней стороне своей щеки какое-то непонятно вздутие кожи. Дальше — больше. Человек обнаружил, что это вздутие время от времени переходит в другие зоны. В конечном итоге, ведя учебный экзамен, профессор почувствовал, что вздутие переместилось в переднюю часть десны. Посмотрев в зеркало, Аллен заметил, что под тонкой кожей находится крошечный червь.

По счастливой случайности оказалось, что Аллен является экспертом в биологии беспозвоночных организмов, а еще человеком любознательным. Он самостоятельно извлек живого червяка из своей десны и после исследования выяснил, что на всей территории США было отмечено всего 13 (включая этот) аналогичных случаев заражения этим паразитом. О своем незваном госте профессор написал научную работу, а червя прозвал «Приятель».

Жуткое «пение» Юпитера

В настоящий момент перед космическим аппаратом «Юнона» поставлена 20-месячная миссия по сбору научных данных о Юпитере. При своем самом плотном сближении с газовым гигантом «Юнона» записал с помощью созданного в Университете Айовы инструмента слабые радиоволны, испускаемые северными сияниями планеты.

Инженеры университета создали на основе этих данных звуковые файлы. Полученным результатом гордился бы любой звукорежиссер космических ужастиков. То возрастающие, то снижающиеся по тональности звуки, напоминающие визги, переходящие в почти уловимые человеческие голоса, способны вызывать мурашки даже у самых прожженных любителей «Чужих».

Научная подоплека в этом тоже имеется. Эти излучения, сильнейшие такого рода в Солнечной системе, генерируются электронами неизвестного происхождения, и ученые надеются рано или поздно разгадать загадку их источника.

Призрак машины

Наверняка многие из вас ощущали себя так, как если бы за вами кто-то следит. И в этот момент вы, возможно, даже осознавали, что это, скорее всего, игра вашего воображения, и вы уверены в том, что рядом с вами никого нет, но при этом чувство того, что за вами кто-то следит, не становилось менее напряженным. Вполне возможно, ученые нашли объяснение тому, почему это происходит, и даже то, как это чувство можно воспроизвести намеренно.

Исследователи провели эксперимент. Пригласили 12 добровольцев, которые так или иначе испытывали аналогичное чувство. Оказалось, что у всех 12 человек были повреждены участки мозга, отвечающие за самовосприятие. Это привело ученых к гипотезе, что у таких людей собственные позиционные сигналы своего тела неправильно истолковывались их мозгом. Для подтверждения этой гипотезы ученые решили использовать роботизированную руку с пальцами, которыми она водила по спине людей, повторяя движения их собственных пальцев в тот момент.

Участвующие в эксперименте сперва ничего необычного не чувствовали. Движение пальца робота точно повторяли движение пальца человека. Но как только движение пальца робота расходилось в синхронизации с движением пальцев людей, их охватывал мощный порыв страха. В этот момент люди начинали чувствовать, что за их спиной кто-то стоит. Некоторые были настолько напуганы, что просили сразу прекратить эксперимент.

Зомби

Ученые недавно обнаружили особый аспект взаимодействия между паразитическим видом ос и определенным типом пауков. О том, что осы могут использовать пауков в качестве живого инкубатора для своих личинок, науке было известно давно, однако недавно исследователи узнали, что осы, помимо этого, способны превращать пауков в настоящих контролируемых зомби.

Происходит это так. Самка осы откладывает яйца на брюшко паука. Как только яйцо вылупляется, личинка внедряется в нервную систему паука, питается его кровью и выпускает в кровеносную систему химические компоненты, которые в буквальном смысле превращают паука в бессознательно управляемого рабочего для строительства прочного осиного гнезда.

Модифицированный состав паутины позволяет отражать ультрафиолетовый свет (вместо того чтобы его поглощать), что, в свою очередь, повышает его эффективность в поимке добычи. Как только паук выполняет поставленные осой задачи, в качестве благодарности последняя его съедает, а затем повторяет весь процесс заново, но уже с новым пауком.

Лицо урагана Мэттью

Ураган Мэттью обрушился в начале октября. Этот шторм стал первым, который с 2007 года (тогда дел натворил ураган Феликс) получил пятую категорию мощности. Мэттью вызвал катастрофические разрушения и уже забрал с собой не одну сотню жизней. Сильнее всего пострадали гаитяне. Там, по разным оценкам, от него погибло от 500 до 1300 жителей.

По Гаити Мэттью ударил 4 октября. В этот момент над этим регионом находился метеорологический спутник NASA, который и сделал фотографию, которую вы можете видеть выше. Только слепой не увидит, что форма урагана напоминает строение ухмыляющегося черепа. Картину завершает зловещий красный «глаз» на изображении, прозванный в буквальном смысле глазом шторма.

Совпадение? Определенно. Жутковато? Ответ на этот вопрос оставим для вас.


В ВАШЕМ СТАРОМ ТЕЛЕФОНЕ ПОЛНО ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

iPhone, инкрустированный алмазами, обойдется вам в 95 миллионов долларов. Но если этот предмет шика вам слегка не по карману, не поддавайтесь унынию. В каждом смартфоне есть драгоценные металлы: золото, серебро, медь, платина и палладий. И все же это немного больше, чем просто забавный факт. Эти драгоценные металлы дорожают с каждым днем, особенно на фоне перспективы того, что однажды мы можем оказаться не в состоянии выкопать их из земли. Ваш смартфон выглядит намного более ценным, чем вы могли бы подумать.


Тайная ценность металлов в старой электронике и как мы могли бы извлечь эти металлы станет горячей темой, которую обсудят на World Changing Ideas Summit в Сиднее в ноябре.

Что в смартфоне моем?

Смартфоны — это карманные хранилища драгоценных металлов и редкоземельных элементов. В обычном смартфоне содержится порядка 0,034 грамма золота, 0,34 грамма серебра, 0,015 грамма палладия и меньшей одной тысячной доли грамма платины. Также он содержит менее ценные, но все еще важные алюминий (25 граммов) и медь (15 граммов).

И это только начало. Смартфоны также содержат целый ряд редкоземельных элементов — элементов, которых в земной коре на самом деле много, но которые чрезвычайно трудно добывать и извлекать: иттрий, лантан, тербий, неодим, гадолиний и празеодим.

Еще есть пластик, стекло, батарея… список ингредиентов весьма длинный.

Все они присутствуют в относительно небольших количествах. Но сегодня в мире более двух миллиардов человек пользуется смартфонами, и это число постоянно растет. Более того, концентрация некоторых из этих элементов, таких как золото и серебро, в мобильном телефоне на самом деле гораздо выше, чем их концентрация в эквивалентной массе руды. Из одной тонны «айфонов» получилось бы в 300 раз больше золота, чем из тонны золотой руды, и в 6,5 раз больше серебра, чем из тонны серебряной руды.

В чем проблема?

Поскольку эти два миллиарда пользователей обновляют смартфон в среднем каждые 11 месяцев, значит старый кладут в ящик и забывают, либо выбрасывают. Едва ли 10% из них перерабатывают, извлекая и повторно используя драгоценные компоненты. Это настоящая золотая жила, которая проходит в шкафах, в ящиках, на свалках. В эпоху, когда потребление некоторых ресурсов превышает все мыслимые и немыслимые объемы, имеет смысл, как с точки зрения экономики, так и экологии, избегать хранения таких ценных веществ.

Что происходит с этими ресурсами, когда смартфон устаревает?

Если вы задумываетесь о собственной небольшой электронной золотоносной шахте, микроскопические количества золота в каждом смартфоне заставят вас подумать. Но как только вы начинаете мыслить в большом масштабе, все становится гораздо более привлекательным: в одном миллионе мобильных телефонов можно найти 16 тонн меди, 350 килограммов серебра, 34 килограмма золота и 15 килограммов палладия.

Задача состоит лишь в том, как восстановить эти минералы и материалы безопасно и экономично. Значительная часть электронных отходов — в том числе и мобильные телефоны — экспортируется либо сбрасывается в такие страны, как Китай, где плохо оплачиваемые работники и дети разбирают электронику, зачастую используя опасные химические вещества, чтобы достать ценный компонент. Китайский город Гуию заслужил сомнительную честь быть крупнейшей свалкой электронных отходов в мире. Жители города испытывают ужасные проблемы со здоровьем из-за загрязнения почв, рек и воздуха ртутью, мышьяком, хромом и свинцом.

Даже те электронные отходы, которые возвращаются в страну-производитель, представляют собой проблему. В Австралии, например, переработка электронных отходов по-прежнему включает в себя промышленную плавку, которая стоит дорого и вредна экологически.

Должен быть способ получше?

Конечно, и он есть. В идеале нам стоит перестать менять свои смартфоны быстрее, чем мы меняем носки. Но поскольку менять поведение потребителей — это наименее приемлемый вариант, приходится думать еще.

Материаловед Вина Сахайвалла из Университета Нового Южного Уэльса выбирает мелкосерийный подход к глобальной проблеме. Сахайвалла видит будущее в «микрозаводах», по одному на небольшое общество, которые смогут безопасно, чисто и эффективно извлекать все ценные металлы из устаревших мобильных телефонов и сжигать все остальное.

Ее подход позволит свести к минимуму потребность в человеческом контакте с более опасными материалами внутри смартфонов. Мобильный телефон будет разбиваться на части под током высокого напряжения. Затем ценные печатные платы будут извлекаться манипулятором и подаваться в крошечную печь, которая будет использовать точно контролируемые высокотемпературные реакции для извлечения ценных металлических сплавов. Любые токсичные или нежелательные материалы будут безопасно сжигаться.

Вся установка будет находиться в своего рода транспортном контейнере, который в итоге может стать лучшим примером кустарной промышленности для золотоискателей нашей эпохи, собирающих груды электронных отходов.


КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» НА ВСЕХ ПАРАХ СТРЕМИТСЯ К НЕИЗВЕСТНОСТИ

Космический аппарат NASA «Новые горизонты» в настоящий момент движется в сторону загадочного объекта пояса Койпера, получившего название MU69. Недавние наблюдения за этим объектом указывают на то, что он обладает красноватым оттенком поверхности.

Сравнение размера объекта MU69 с территорией восточного побережья США

Размер объекта, находящегося сейчас примерно в 2,6 миллиарда километрах позади Плутона, составляет около 30-45 километров в диаметре. К моменту, когда аппарат «Новые горизонты» до него долетит (январь 2019 года), объект будет находиться примерно в 43,3 раза дальше, чем расстояние от Солнца до Земли. Руководители данной космической миссии планируют подвести «Новые горизонты» к объекту MU69 ближе, чем это было в случае с Плутоном, когда аппарат 15 июля 2015 года совершил это историческое сближение.

Выступая на днях на собрании Американского астрономического общества и планетарных наук, ученые этой космической миссии в большей степени говорили о том самом историческом пролете мимо Плутона. Но была также затронута и тема будущей цели космического аппарата «Новые горизонты». Последние наблюдения за объектом MU69 с помощью космического телескопа «Хаббл» указывают на то, что этот объект обладает красной поверхностью. Возможно, даже более красной, чем Плутон. При этом было отмечено, что MU69 является самым маленьким объектом пояса Койпера, у которого удалось узнать его истинный цвет.

Траектория движения аппарата «Новые горизонты», а также орбиты Плутона и объекта 2014 MU69

Красноватый оттенок MU69 может указывать на присутствие в составе поверхности объекта толина – вида молекул, образующихся под воздействием ультрафиолетового облучения простейших органических веществ вроде метана и этана. Появившийся естественным путем толин на Земле не встречается, но он был обнаружен в спектрах многих ледяных тел внешней Солнечной системы. Используя телескоп «Хаббл», ученые подтвердили, что MU69 является частью «классической холодной части» пояса Койпера, где находятся некоторые самые древние космические объекты нашей Солнечной системы.

Чем ближе «Новые горизонты» подбирается к объекту и дальше удаляется от Земли, тем более «стартрекоподобной» становится эта миссия. Раскрытие же всех карт и загадок этого объекта стоит ожидать в первый день 2019 года, когда аппарат максимально приблизится к MU69.


ЭЛОН МАСК ЗАЯВИЛ, ЧТО КАЖДАЯ НОВАЯ TESLA БУДЕТ ПОЛНОСТЬЮ САМОУПРАВЛЯЕМОЙ

Элон Маск хочет, чтобы вы убрали руки с руля, ногу с педали газа и позволили ему отвезти вас куда вы хотите. Точнее, позволит его автомобилю сделать это. Этой ночью на пресс-конференции Маск объявил, что каждая новая Tesla будет способна водить совершенно самостоятельно. После обновления комплекта камер и датчиков автомобиль получит автономию пятого уровня — самый высокий уровень, совершенно не требующий вмешательства водителя.


Нынешнее поколение автопилота Tesla пока остается расширенной версией круиз-контроля. Он может держать автомобиль на своей полосе, а также не позволит въехать в задницу впереди идущего авто. Но попытайтесь свернуть с шоссе или проехать по пешеходной части, и автопилот вернет управление в руки водителя.

Tesla надеется, что ее призрак в машине будет полностью готов к концу следующего года; доказательством станет путешествие по стране на одной из машин компании. Маск сказал, что Tesla могла бы забрать кого-то из его дома в Лос-Анджелесе и высадить его на Таймс-сквер в Нью-Йорке — и затем припарковаться самостоятельно. «Она сделает это самостоятельно, даже кнопки нажать не придется», говорит Маск.

Новый автомобиль, который сойдет с конвейера завода Tesla во Фримонте, Калифорния, будет оснащен восемью камерами — вместо одной — для полного 360-градусного обзора. Tesla также обновила ультразвуковые датчики по всему периметру автомобиля. Также транспорт получит новый компьютер, приобретя в 40 раз больше вычислительной мощности. «Это по сути суперкомпьютер в автомобиле», говорит Маск. И это если не говорить об обновленной системе GPS, IMU и других элементов центральной нервной системы автопилота. Все это также будет включено в новую, более доступную Model 3.

Но не бесплатно. Стоимость обновления вырастет с 3000 до 8000 долларов, несмотря на то что обновление аппаратного обеспечения станет стандартизованным.

Tesla часто критикуют за слишком раннее развертывание автономных функций, еще до того, как технология станет на 100% проверенной. Consumer Reports пишет, что Tesla обновляет автопилот «слишком сильно, слишком быстро». Только на этой неделе немецкое правительство попросило компанию прекратить использование термина «автопилот», ссылаясь на то, что это придает водителям излишнюю уверенность и заставляет их думать, что автомобиль способен на большее, чем на самом деле.

Но Маск привык игнорировать такие замечания. Вместо того чтобы делать шаг назад, его обновления выбирают крутой взлет. Полная автономия всегда была его конечной целью, потому что ее задача — спасать жизни. И это несмотря на широкую огласку, которую приобрела смерть пассажира от автопилота Tesla во Флориде в начале этого года. Маск говорит, что это ничто по сравнению с 1,2 миллиона смертей, которые ежегодно случаются в автомобильных катастрофах под управлением людей. Маск полагает, что будет морально неправильно затягивать выпуск автопилота, который сможет в теории спасти больше жизней, чем погубить, с каждой проведенной в работе секундой.

И как всегда, Элон Маск ставит невероятно жесткие временные рамки. Полностью самоуправляемые автомобили Tesla должны будут уметь избегать пешеходов, назойливые автобусы, распознавать работников, устанавливающих дорожные знаки, пропускать перебегающих дорогу детей, находить парковку, уважать мотоциклистов и решать все остальные — множество их — сложных задач, чтобы действительно отвечать пятому уровню. Google работает над этим с 2009 года и до сих пор не осмеливается выпустить продукт даже в бету.

Не то чтобы Tesla разгоняется с нуля до ста: компания многое узнает от флотилии своих автомобилей. Каждая машина, даже под управлением человека, собирает данные и отправляет их в штаб-квартиру компании, где инженеры анализируют и уточняют систему. И все равно крупнейшие автопроизводители в лице Ford, Mercedes и других определяют 2020-2025 годы как срок выхода действительно автономных автомобилей.

Маск признает, что разгон будет медленным. Автомобили не смогут пользоваться всеми функциями до тех пор, пока не проедут совместно несколько миллионов километров. Затем Tesla обновит их беспроводным путем. Важна лишь начинка, она должна быть: об остальном позаботится программное обеспечение.

Рано или поздно автономные автомобили пятого уровня появятся. Маск хочет, чтобы это было рано. Как и многое другое.


АСТРОНОМЫ ОБНАРУЖИЛИ ПЛАНЕТУ С ПЕРИОДОМ ОБРАЩЕНИЯ 20 ТЫСЯЧ ЛЕТ

Наша Солнечная система продолжает «расширяться». Если совсем недавно мы писали о том, что за пределами Плутона обнаружена планета 2014 UZ224, период обращения которой вокруг Солнца равняется 1100 земных лет, то буквально на днях группа ученых из Великобритании сообщила об открытии планеты, названной L91, год на которой равен 20 тысячам годам на Земле.


За открытием стоит группа астрономов из университета Белфаста, а новость прозвучала во время палеонтологической конференции EPSC-DPS в городе Пасадена, что расположен в США. Во время своего выступления на EPSC-DPS один из авторов открытия Мишель Баннистер заявила следующее:

«То, где находится L91, и то, как эта планета движется по орбите, делает ее крайне интересной для планетологов. Мы полагаем, что данный объект мог быть выброшен в результате гравитационных взаимодействий на огромное расстояние от Солнца, примерно в две тысячи астрономических единиц, и затем он медленно начал возвращаться к светилу под действием его притяжения. Благодаря этому орбита L91 меняется фантастическим образом».

Находка группы исследователей из Белфаста является крайне интересной: L91 вращается вокруг Солнца по вытянутой орбите, отдаляясь от светила на наиболее далекие расстояния, чем почти все известные карликовые планеты. На ближайшей к Солнцу точке орбиты L91 сближается со звездой на расстояние в 50 астрономических единиц, что в 1,5 раза дальше, чем расстояние от Плутона до Солнца. В самой же далекой от Солнца точке L91 отдаляется от него на 1430 астрономических единиц.


РАЗРАБОТАНА ВРЕМЕННАЯ ТАТУИРОВКА, ИЗМЕРЯЮЩАЯ УРОВЕНЬ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ

Ученые из Института биомедицины и биоинженерии США разработали новый способ определения алкоголя в крови. Для этого достаточно нанести на любой участок тела особую наклейку, напоминающую по внешнему виду временную татуировку, в которую встроены специальные датчики. На данный момент это одно из самых быстрых устройств, достаточно точно определяющее уровень алкоголя в крови.


Устроено все достаточно просто: временную татуировку наклеивают на любой открытый участок кожи. Внутри «тату» встроены наночипы NIBIB, размером 0,5 микрометра. Часть из них считывает информацию с кожи человека (используя в качестве «сырья» выделения потовых желез), а другие посылают полученные данные посредством Bluetooth на специальное приложение в смартфоне или любом другом электронном гаджете. Весь процесс занимает не более 8 минут против 2-3 часов в одном из самых быстрых из присутствующих на сегодняшний день способов.

Как утверждает один из авторов проекта Сейла Селимович,

«Созданный датчик серьезно отличается от уже имеющихся устройств подобного типа тем, что устройство напоминает временную татуировку, но на самом деле это наклейка, которая имеет несколько электронных компонентов. Один из компонентов «татуировки» стимулирует потоотделение, другой — измеряет изменение электрической проводимости в поте, на основе чего определяется уровень алкоголя владельца».

Стоит заметить, что употребление даже маленьких доз алкоголя может вызвать серьезные последствия. Скажем, совсем недавно группа ученых на основании электрокардиограмм более чем пяти тысяч испытуемых выявила следующее: 10 грамм алкоголя, потребляемые ежедневно, повышают риск развития фибрилляции предсердий на 5%. У 20% испытуемых левое предсердие увеличилось в среднем на 0,15 миллиметра.


10 ГЛАВНЫХ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРОРЫВОВ ГОДА

Журнал Popular Science — признанный и авторитетный судья в области различных достижений — представил традиционный ежегодный список главных событий года. Представляем вам десять главных инноваций в области аэрокосмических технологий за 2016 год по версии PopSci.


«Юнона»: путешествие в центр газового гиганта (победитель)

4 июля — в 870 миллионах километров от нас — орбитальный аппарат «Юнона», работающий от солнечных батарей, начал вращаться у полюсов Юпитера, преодолев толщу облаков в 8 000 километров.

«Ни один космический аппарат в истории не подходил к Юпитеру так близко, в самое сердце радиационных поясов, где магнитное поле настолько сильное», говорит ученый проекта Стив Левин. Защищенные от радиации титановым корпусом, научные инструменты «Юноны», включая радиометр для изучения атмосферы и детектор частиц для измерения магнитных полей, позволили ученым заглянуть за кулисы облаков газового гиганта. В течение следующих полутора лет наблюдения «Юноны» расскажут ученым, сколько воды имеется на Юпитере и есть ли у планеты твердое ядро. Это поможет ответить на вопросы о формировании Солнечной системы и Земли. Миссия также сделала самые высококачественные снимки Юпитера в истории исследования этой планеты.

Надувные модули Bigelow Aerospace

В мае астронавты закрепили и раскрыли жилой модуль BEAM на внешней части Международной космической станции. Изготовленный из внутреннего каркаса и слоев кевлароподобной ткани, надувной модуль Bigelow маленький и легкий в сложенном состоянии — его легко упаковать для космических путешествий.

SPIDER от Lockheed Martin: ремонтирующий дирижабли робот

Перед тем, как дирижабль надувается, люди тщательно изучают его корпус на предмет утечек. Чтобы сократить количество дней, которое обычно уходит на этот процесс, подразделение Skunk Works Lockheed Martin решило проводить эту проверку во время надувания. Для этого оно предложило использовать SPIDER («самоходный инструмент для оценки повреждений и ремонта»). Этот автономный робот магнитом крепится к дирижаблю и ползает по его телу, выявляя и залатывая дыры при помощи бортовых инструментов.

SpaceX Falcon 9: посадка на воду

Возможность повторного использования первой ступени ракеты — которая традиционно падает в океан — может сократить стоимость запуска в 100 раз, по мнению генерального директора SpaceX Элона Маска. В апреле, после четырех неудачных попыток, ракета Falcon 9 благополучно приземлилась на беспилотное судно. Для этого потребовалось больше пропеллента на основе жидкого кислорода для увеличенной тяги и контролируемая посадка — в противоположность предыдущему методу парашютной посадки.

Perlan Project: скольжение к границе космоса

Лучшее понимание стратосферы может привести к улучшению погодных и климатических моделей. Чтобы собирать данные и параллельно с этим не выпускать выхлопные газы, которые могут загрязнить образцы воздуха, ученые решили запустить глайдер Perlan 2. К 2017 году они рассчитывают поддерживать успешный полет на высоте 30 000 метров. Высота в 18 000 метров была успешно покорена. Выводы инженеров могут также помочь в разработке более эффективных Airbus, которые будут способны летать в условиях разреженного воздуха, например, Марса.

Летающая доска Zapata Industries: высотный ховерборд

Этой весной французский сорвиголова Фрэнки Запата побил рекорд самого длительного полета на ховерборде, преодолев 2250 метров. Реактивный Flyboard Air может оставаться на лету до 10 минут, разгоняться свыше 280 км/ч и набирать высоту до 3000 метров. Что дальше? Компания по выявлению взрывчатых веществ Implant Sciences Corporation, которая сливается с Zapata Industries в этом году, адаптирует эту технологию для спасения в условиях любой местности и доставки припасов.

Aerion Corporation AS2: сверхзвуковое возвращение

Сверхзвуковой бизнес-самолет AS2 обещает тихие и эффективные путешествия на скорости свыше 2800 км/ч, почти в два раза быстрее других коммерческих самолетов. На рынок он поступит в 2023 году — сервис проката самолетов Flexjet уже предзаказал 20.

Facebook Aquila: интернет по дрону

В июле Facebook стала на один шаг ближе к своей цели по обеспечению всеобщего глобального доступа к Сети, осуществив 96-минутные испытания полномасштабного дрона Aquila. Чтобы оставаться в воздухе в течение длительного времени, этот самолет имеет массивные крылья с размахом в 40 метров и легкий фюзеляж весом в 450 кг. Окончательная версия Aquila будет работать на солнечной энергии и сможет оставаться в воздухе до трех месяцев, обеспечивая широкополосный доступ в Интернет на площади до 100 километров.

HY4 Германского аэрокосмического центра: четырехместный аппарат на водороде

Полностью электрическим самолетам не хватает мощности аппаратов, работающих на топливе, что выливается в ограниченный вес пассажиров, которых они могут поднять. Поэтому создавая четырехместный самолет HY4, который совершил свой первый полет в сентябре, Германский аэрокосмический центр дополнил батарею водородным топливным элементом. Он также разделил салон на две части, чтобы переносить больше веса. Результат: нулевой выброс, 1000-километровая дальность полета — куда больше, чем может позволить себе самолет, работающий исключительно от батарей.

Прототип MAJIC испытан в условиях микрогравитации

В условиях микрогравитации сложно заниматься точной работой, когда любое случайное движение может отправить человека в полет. Чтобы стабилизировать астронавтов, Draper прикрепила четыре (по одному на каждое измерение и один запасной) гиродина к джетпаку MAJIC со встроенными гиродинами. Draper надеется закончить готовый прототип в течение десяти лет.


NINTENDO ПРЕДСТАВИЛА СВОЮ НОВУЮ ИГРОВУЮ КОНСОЛЬ NINTENDO SWITCH

Сегодня мы получили ответы на множество вопросов, которые терзали поклонников японской компании Nintendo. Многочисленные слухи, витавшие в воздухе на протяжение нескольких месяцев, оказались правдой. Игровая консоль Nintendo Switch действительно оказалась гибридным устройством, которое в домашних условиях подключается к телевизору, но при этом его можно взять с собой в дорогу или на самолёт. Подробнее читайте в нашем материале.


Итак, сегодня компания Nintendo показала нам первое видео, в котором продемонстрировала свою новую приставку с подзаголовком Switch, а вовсе не NX, как считалось ранее. Устройство представляет собой док-станцию, подключающуюся к телевизору, внутрь которой вставляется некое подобие планшета. В качестве геймпада используется гибридное устройство, состоящее из аккумуляторного блока и двух съёмных контроллеров. Эти самые контроллеры надеваются на планшет и превращают его в портативную консоль, способную существовать отдельно от док-станции. Чтобы понять, о чём я сейчас говорю, просто посмотрите официальное видео.

Планшет с надетыми на него контроллерами чем-то напоминает геймпад от предыдущей приставки японской компании – Nintendo Wii U. В видео молодой человек играет в новую The Legend of Zelda сначала у себя дома, а затем берёт переносную часть консоли и идёт в парк, где продолжает игровой процесс. Мне, правда, показалось, что игра на мобильной консоли ощутимо подтормаживает. Но, скорее всего, в итоге всё будет замечательно. Nintendo никогда не позволяла выходить в продажу неоптимизированным продуктам.

Ещё один подтвердившийся слух – игры, распространяемые на картриджах Game Cards. Долой диски, даёшь старые добрые картриджи, размером с привычные нам карты памяти. Ну а что? Сейчас объёмы информации, умещающиеся на карту памяти, могут впечатлить кого угодно. Дадим этому носителю шанс! Планшет имеет выдвижную ножку, благодаря чему его можно ставить вертикально на твёрдую поверхность и комфортно играть практически где угодно. Меня немало удивило наличие в трейлере версии Skyrim для новой консоли Nintendo. Казалось бы, зачем возвращаться в прошлое, когда можно выпустить новые игры? Но Nintendo было уже не остановить.

Впрочем, помимо Skyrim нам показали и обновлённые версии таких игр, как, например, Mario Kart 8, причём вы сможете играть на планшете в эту игру вдвоём с приятелем в режиме Split Screen, используя по одному контроллеру каждый. Весьма необычно, но, признайте, что это достаточно свежая идея: разобрать геймпад на три составные части, чтобы устроить тусовку с приятелем. Молодые люди, исполняющие роли счастливых геймеров в трейлере Nintendo, даже играли в последнюю версию спортивного симулятора NBA, используя сразу два планшета Switch. Кроме того, нам показали Super Mario 3D World – ещё один хит с Wii U.

Затем нам продемонстрировали подготовку профессиональных японских киберспортсменов к чемпионату в Splatoon. Что ж, похоже, что у Nintendo большие планы на будущее своей новой консоли Switch. Давайте же пожелаем японской компании успехов и запасёмся терпением, ведь в продажу приставка поступит лишь весной следующего года.


ЗАГАДОЧНЫЙ НАКЛОН СОЛНЦА МОЖЕТ УКАЗЫВАТЬ НА НЕОТКРЫТУЮ ПЛАНЕТУ

Девятая планета — еще не открытая планета на краю Солнечной системы, предсказанная астрономами Константином Батыгиным и Майком Брауном из Калтеха в январе 2016 года — может быть ответственна за необычный наклон Солнца, как говорится в новом исследовании. Возможно, большая далекая планета раскачивает Солнечную систему, в результате чего Солнце оказывается слегка наклоненным. Выходит, планета сдвинула не только всю Солнечную систему, но и само Солнце.


«Поскольку девятая планета достаточно массивна и имеет наклонную орбиту по сравнению с другими планетами, солнечной системе не остается ничего другого, кроме как медленно выкручиваться», говорит Элизабет Бэйли, аспирант Калифорнийского технологического института и ведущий автор исследования, заявившего об открытии.

Все планеты вращаются в одной плоскости по отношению к Солнцу, в пределах нескольких градусов друг от друга. Эта плоскость, однако, вращается под наклоном в шесть градусов относительно Солнца — создавая впечатление, что само Солнце находится слегка под углом. До сих пор никто не привел убедительных объяснений этому эффекту.

«Это настолько глубоко укоренившаяся загадка, и ее так трудно объяснить, что люди просто не говорят о ней», говорит Браун.

Открытие Брауна и Батыгина указывает на то, что вокруг солнца вращается пока не увиденная нами планета — которая примерно в 10 раз больше Земли по размерам и в 20 раз дальше от Солнца в среднем, чем Нептун. Она и меняет физику плоскости Солнечной системы. Основываясь на своих расчетах, ученые предположили, что девятая планета на 30 градусов отклонена от плоскости других планет. Также она ощутимо влияет на поведение большого числа объектов пояса Койпера.

«Она продолжает нас удивлять: всякий раз, когда мы внимательно изучаем данные, мы находим, что девятая планета объясняет одну из старых загадок Солнечной системы», говорит Батыгин.

Выводы ученых были приняты к публикации в Astrophysical Journal. Наклон орбитальной плоскости Солнечной системы давно смущает ученых из-за способа образования планет: закручивающееся облако медленно коллапсирует сначала в диск, а затем и в объекты, вращающиеся вокруг центральной звезды.

Угловой момент девятой планеты оказывает негабаритное влияние на Солнечную систему из-за своего положения и размера. Угловой момент планеты равен массе объекта, умноженной на его расстояние от Солнца, и соотносится с силой, которую оказывает планета на общее вращение системы. Поскольку все остальные планеты в Солнечной системе лежат вдоль плоскости, их угловой момент удерживает диск в плавном вращении.

А необычная орбита девятой планеты раскачивает эту систему. Математически, учитывая размер и расстояние до гипотетической девятой планеты, шестиградусный наклон вписывается идеально, говорит Браун.

Следующий вопрос в том, как девятая планета обзавелась такой необычной орбитой? Батыгин предполагает, что планета, возможно, была выброшена из окрестностей газовых гигантов Юпитером или, возможно, под действием гравитационного притяжения других звездных тел в бурном прошлом Солнечной системы.

На данный момент Браун и Батыгин продолжают вместе с коллегами по всему миру искать признаки девятой планеты в ночном небе. Этот поиск, по словам Брауна, займет три года или больше.

Разрешается использование пресс-релизов, новостей и других информационных материалов, предназначенных для общественного пользования, с целью информирования общественности, при условии указания веб-портала «Zentrix» в качестве источника информации.
Автор материала:
Гость
Логин на сайте: Гость
Группа: Гости
Статус:
Зарегистрирован дней:
День рождения:
О материале:
Дата добавления материала: 03.01.2017 в 22:16
Материал просмотрен: 305 раз
Категория материала: HI-TECH
К материалу оставлено: 0 комментариев
Рейтинг материала 0
Вы находитесь на этой странице

секунд!
Всего комментариев: 0
  • Комментарии через сайт

    avatar

  • Комментарии через ВК

  • Комментарии через Facebook