Главная » 2017 » Февраль » 20 » HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 73
00:16
HI-TECH WEEKEND NEWS - ВЫПУСК № 73

ПЯТЬ ПРИЧИН ТОГО, ПОЧЕМУ ЭТОТ ГОД БЫЛ ПРЕКРАСЕН ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

14 февраля 1990 года, когда космический аппарат «Вояджер-1» покидал окрестности нашей планеты, легендарный астроном и космолог Карл Саган предложил инженерам NASA бросить один последний взгляд на Землю с расстояния в 6,4 миллиарда километров. Снимок, который удалось сделать «Вояджеру» показал Землю в виде крошечной точки света — бледно-голубой точки, как ее назвали — размером в 0,12 пикселя.


И тогда Саган выразил одну из своих знаменитых мыслей: «Наше позерство, наше воображаемое самомнение, заблуждение, что у нас есть некоторое привилегированное положение во Вселенной, бросает вызов этой точке бледного света. Наша планета — одинокое пятнышко в большой, обволакивающей темноте космоса».

В пучине бытия и повседневности легко забыть, что мы живем во Вселенной размером в 93 миллиарда световых лет в поперечнике (с учетом космической инфляции). При том, что в нашей наблюдаемой Вселенной около двух триллионов галактик, в ней большей звезд, чем песчинок на пляжах Земли.

Наши умы просто не успели достаточно развиться, чтобы по-настоящему понять такие грандиозные масштабы. Перед нам целая Вселенная, которую можно наблюдать и исследовать. Именно это стремление побуждает многочисленные частные и государственные организации внедрять и создавать инновации в области астрофизики, космических технологий и даже колонизации других планет.

Но выйти в космос, освоить его, начать в нем жить и пересекать астрономические расстояния — это поразительно тяжело. Перед вами пять причин того, что 2016 год стал довольно успешным для выполнения этих наших задач.

Подвиг космического зонда «Юнона», множество повторных посадок ракет SpaceX и многое другое. Международные космические программы растут и ширятся по всему миру, благодаря действиям космических агентств мирового уровня в России, Индии, Японии, Китае, США и ОАЭ. NASA — не единственное агентство, которое занимается долгосрочными проектами освоения космоса. Мы все больше наблюдаем рост интереса частных компаний к этому.

В марте NASA отобрало научно-технические предложение более чем от 100 компаний с общей суммой контрактов на 100 миллионов долларов в рамках программы инновационных исследований малого бизнеса (SBIR). Многие стартапы заявляют о своем существовании и диверсифицируют промышленность, обеспечивая еще более инновационные решения в области космических путешествий.

В то время как астрофизики продолжают уточнять и понимать природу космоса, инженеры и предприниматели совершенствуют инструменты, которые помогают нам в этом. Дальновидные и предприимчивые, такие как Илон Маск, Ричард Брэнсон и Джефф Безос, развивают проекты, которые обещают нам удивительное будущее, от космического туризма до многоразовых ракет и даже колонизации Марса.

Космический зонд «Юнона» прожужжал в облаках Юпитера

Несмотря на то, что Юпитер — крупнейшая планета в нашей Солнечной системе, много вопросов о ней остаются без ответа. 4 июля космический аппарат «Юнона» успешно вышел на орбиту газового гиганта. Пятилетнее путешествие обошлось в миллиард долларов и считается одним из самых сложных проектов, которые удалось осуществить NASA.

Анализ Юпитера крупным планом может дать новое понимание происхождения нашей Солнечной системы. Кроме того, «Юнона» стала одним из самых далеко забравшихся космических аппаратов, использующих энергию солнца, отметив, таким образом, существенный прогресс в области солнечных батарей. Аппарат начал передавать данные и снимки обратно на Землю.

Космический преемник Хаббла, наконец, завершен
Космический телескоп Джеймса Уэбба, известный также как преемник Хаббла, поможет нам заглянуть к краям нашей наблюдаемой Вселенной. Покрывая большую длину волн, чем мог позволить телескоп Хаббла, и пользуясь повышенной чувствительностью, мы сможем заглянуть дальше назад во времени и пространстве, чем когда-либо прежде.

Вглядываться в более ранние моменты существования Вселенной, очевидно, непросто. Как и многие другие проекты такого масштаба, Джеймс Уэбб испытывал проблемы с бюджетом и планированием. Телескоп обошелся в четыре раза больше, чем планировалось первоначально, и был достроен на семь лет позже. Несмотря на эти неудачи, последний сегмент основного зеркала телескопа был установлен в феврале, а телескоп был завершен в ноябре. Запускать его планируют в октябре 2018 года.

SpaceX успешно сажает ракеты
SpaceX Илона Маска нацелена сократить расходы на транспорт и освоение космоса, в конечном итоге позволив людям достичь других планет и обосноваться на них. Многоразовые ракеты компании Falcon 9 осуществили удивительные подвиги в этом году. В 2016 году SpaceX «спасла» пять ракет (в общей сложности их шесть). Четыре ракеты приземлились на роботизированную платформу в море, и это было значительно сложнее, чем посадить их на земле. Морские посадки необходимы, чтобы SpaceX могла отправлять многоразовые ракеты на несколько разных орбит.

Несмотря на некоторые довольно впечатляющие достижения этого года, запуск химических ракет в космос все еще опасное дело. Ракета SpaceX взорвалась на стартовой площадке в сентябре — это вторая неудача за два года — вызвав задержки и длительное расследование.

Тем не менее SpaceX продолжает вводить новшества, и каждая попытка приближает ее к своим целям. Следующие шаги включают запуск восстановленных и переоборудованных многоразовых ракет. В то же время Blue Origin Джеффа Безоса, которая также работает над многоразовыми ракетами, запустила и приземлила несколько суборбитальных многоразовых ракет в 2016 году.

Колонизация Марса: Маск представил межпланетную транспортную систему
Можем ли мы жить на другой планете? В сентябре Илон Маск представил межпланетную транспортную систему SpaceX (ITS) с целью создания человеческой колонии на Марсе. Каждый космический корабль, который будет выводиться в космос самой мощной в мире ракетой, сможет вместить до 100 человек и отправить их на Красную планету по меньшей мере десять раз.

Очевидно, впереди у Маска много проблем: Марс нужно сделать пригодным для обитания, создать нормальную пищу и обеспечить источники воды и защиту от радиации. Во многом такой проект будет полагаться на общественное и частное сотрудничества. Освоение космоса определенно обеспечит нам проверку на прочность как дружного вида.

Крошки-корабли отправятся к звездам в рамках Breakthrough Starshot
Путешествие на другую планету в нашей Солнечной системе — чрезвычайно сложная задача. Но поездка в другие солнечные системы несоизмеримо сложнее.

Одно из самых больших препятствий в космических путешествиях заключается в том, чтобы разработать космический аппарат, способный путешествовать достаточно быстро, чтобы покрыть гигантские расстояния космоса. Современные ракеты попросту слишком медленные и тяжелые, чтобы доставить нас до звезд в кратчайшие сроки. Важно разработать альтернативную систему движения.

В апреле 2016 года интернет-инвестор и научный филантроп Юрий Мильнер вместе со Стивеном Хокингом анонсировали проект Breakthrough Starshot, который совместит крошечные космические аппараты с альтернативными видами движения и позволит людям, наконец, выйти в межзвездное пространство.

Цель проекта на 100 миллионов долларов — выяснить, как использовать лазерный и световой парус, чтобы разогнать наноаппарат до скорости в 20% световой. Эти крошечные аппараты будут оснащены камерами, фотонными двигателями, источниками энергии и связи. За 20 лет такой аппарат сможет добраться до ближайшей к нам системе Альфа Центавра.

Конечно, впереди предстоит проделать еще много работы, но одно очевидно: благодаря миниатюризации космические аппараты и их компоненты становятся все меньше и все дешевле, что явно пойдет на пользу проекту.

Инициатива проекта состоит в том, чтобы продвинуть людей вперед и ответить на вопрос: одиноки ли мы во Вселенной? Существуют ли обитаемые миры в нашей галактической окрестности? Можем ли мы сделать большой скачок к звездам? Можем ли мы действовать вместе?

Последний рубеж
Независимо от того, будет человечество углублять понимание Вселенной или наращивать технологический потенциал для космических путешествий, наша цель — выйти за пределы Земли, покинуть планету, стать космическим видом и понять Вселенную как можно глубже.

Пока космос остается нашим последним рубежом. Быть в космосе дорого, сложно и опасно. Но не стоит забывать, как далеко мы зашли с тех пор, как наши предки покинули Африку 200 000 лет назад, как научились разделять и властвовать, жить и процветать везде на Земле. У каждой проблемы есть решение, и хотя мы не живем в идеальном мире, люди исключительно умело умеют расширять границы.


СОЗДАНЫ ЗУБНЫЕ ИМПЛАНТЫ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ САМИ ВРАСТАТЬ В КОСТЬ

Установка зубных имплантов, хоть и достаточно хорошо отработанный процесс, он все же далек от совершенства. Инфекции ротовой полости — одна из самых частых причин осложнения данной процедуры. Группе специалистов из университета округа Баск, что в Испании, удалось разработать новый тип покрытия для имплантов, которые, помимо борьбы с бактериями, также способствуют образованию костной ткани вокруг протеза.


Группу исследователей возглавляет доктор Полла Беатрис. В настоящее время создано 3 версии покрытия, самая последняя из которых уже получила одобрение от патентной службы. По данным статистики, около 10% установленных зубных протезов приходится удалять из-за инфекций или нарушений в процессе остеогенеза (формирования костной ткани вокруг импланта). Ранее группа специалистов уже создала вещество, которое помогало кости вокруг имплантата расти и фиксировать протез, следующим шагом для них было придать этим покрытиям необходимые свойства, благодаря которым они боролись бы с инфекциями.

На фото запечатлен процесс нанесения покрытия на зубные импланты

Для решения проблемы был использован метод золь-гель синтеза, при котором сначала образуется коллоидный раствор, в котором присутствуют частицы гидроксидов (золь), а затем этот раствор превращают в гель. Основным компонентом был выбран кремний, обладающей высокой остеоиндуктивностью (способностью провоцировать рост кости вокруг себя). На последнем этапе специалисты добавили в гель различные антибактериальные агенты, получив в итоге три различных покрытия. Одно из них было сделано для профилактики инфекций — то есть создано из материала, который распадается в течение длительного времени, высвобождая антибактериальное вещество постепенно. Еще одно — для лечения уже выявленной инфекции — наоборот, было сделано из быстроразлагающегося материала. Последнее покрытие, на которое испанцы сейчас получают патент, предназначено для применения в стоматологической клинике — его наносят на часть имплантата, где была замечена инфекция, но при этом имплантат снимать необходимости нет.

Все три версии покрытия еще ждет серия клинических тестов, но специалисты надеются на как можно более быстрый выход на рынок современной стоматологии.


КАК НАУЧИТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЕЛАТЬ ВСЁ В ЦИФРОВОЙ ВСЕЛЕННОЙ?

Многие из нас помнят и знают, какими бывают детские сады. Комнаты для обучения напичканы игрушками и пазлами, музыкой и книгами, цветами и даже иногда котами, являя таким образом богатый и пышный мир, с которым дети могут играть и учиться играя. Но вопреки расхожему мнению, игра детей далеко не проста. Они не просто веселятся — они обучаются, приобретают понимание мира. За счет игры в разнообразной и восхитительной вселенной мы лелеем многогогранный интеллект ребенка.


Почему бы не учить ИИ таким же образом?

Не так давно некоммерческий институт OpenAI открыл виртуальный мир для ИИ, чтобы он его исследовал и играл с ним. Цель проекта Universe (Вселенная) такая же большая, как и его название: научить отдельный ИИ выполнять любую задачу, которую человек может выполнить при помощи компьютера.

Обучая отдельных агентов ИИ преуспевать в различных задачах реального мира, OpenAI надеется привести нас на шаг ближе к по-настоящему разумным ботам — которые обладают гибкими навыками рассуждения вроде тех, которые имеем мы.

Интеллект общего уровня
Нет никаких сомнений в том, что ИИ становится пугающе умным.

Теперь компьютеры могут точно видеть, слышать и переводить языки, иногда даже опережая людей. Только в начале этого года, в серии громких игр в го, AlphaGo от DeepMind разгромил 18-кратного чемпиона мира Ли Седоля, на десять лет раньше, чем ожидали некоторые эксперты.

Но правда в том, что ИИ хороши ровно настолько, насколько их научили. Попросите AlphaGo сыграть в шахматы, и программа вероятнее всего по-машинному растеряется, даже если вы объясните ей правила в мельчайших подробностях.

Пока что наши системы ИИ — сверхэффективные лошадки для одного трюка. Виновен в этом отчасти метод обучения: исследователи начинают с чистого листа ИИ, проводя его через миллионы испытаний, пока он не преуспеет в одной задаче и не решит ее. ИИ никогда не испытывает что-то еще, так как он узнает, как решить любую другую проблему?

Чтобы добраться до интеллекта общего уровня — способного на человеческом уровне использовать полученный опыт для решения новых проблем — ИИ нужно переносить свой опыт в решение других задач. И вот в этом им поможет Universe. Испытывая мир, полный различных сценариев, ученые OpenAI надеются, что ИИ получит знание о мире и гибкие навыки решения проблем, которые позволят ему «думать», а не застревать навечно в единственной петле.

Дивный новый мир
По своей сути, Universe это мощная платформа, которая включает тысячи сред, обычно обеспечивающих стандартные методы для обучения агентов ИИ. Будучи программной платформой, Universe обеспечивает площадку для запуска чужого программного обеспечения, чтобы программы обучались в разных средах — Atari и флеш-игры, приложения и веб-сайты, например, уже приняты.

Впереди будут и другие.

В теории Universe может запустить любое программное обеспечение под любой компьютер, позволяя ученым вставлять и обучать свои ИИ по желанию. Это как отправить ребенка в летний лагерь: выбираешь свою нишу, тип деятельности, ждешь, пока он ее освоит, затем другую и так далее, искупаться и повторить.

В Universe ИИ взаимодействует с виртуальным миром так, как люди используют компьютер: он «видит» пиксели на экране и использует виртуальную клавиатуру и мышь, чтобы вводить команды.

Это стало возможным благодаря Virtual Network Computing (VNC), по сути, систему совместного использования рабочего стола, которая позволяет передавать движения клавиатуры и мыши с одного компьютера (ИИ) другому (среда обучения). При изменении окружающей среды, VNC отправляет обновленные скриншоты обратно ИИ, что позволяет ему выполнять следующий шаг. VNC выступает как глаза и руки ИИ.

Как происходит обучение?

Все ИИ, что подключены к Universe, обучаются при помощи так называемого обучения с подкреплением, мощного метода, который привел к успеху AlphaGo. Под этим термином скрывается, впрочем, то, как мы, люди, тренируем дельфинов, собак и даже детей. Это обучение методом проб и ошибок: выберите действие, и если вас за него вознаградили, продолжайте в том же духе. Если нет, попробуйте что-нибудь еще.

Вместо того чтобы начинать с совершенно пустого ИИ, исследователи иногда дают им импульс, позволяя им «смотреть», как люди решают задачу. Это позволяет ИИ сформировать первое впечатление и иметь более полное представление о том, как оптимизировать свои решения.

Обучение с подкреплением уже используется во многих приложениях ИИ. Внутри Universe, впрочем, сила этой технологии раскрывается на полную. Поскольку ИИ может перескакивать между играми и приложениями, он может взять изученное в одном приложении и запросто использовать его, чтобы разобраться в другом — это назвали «трансферное обучение» или «обучение с переносом». Этот навык непросто освоить, но он необходимо на дороге к разумным машинам.

По данным OpenAI, мы медленно туда движемся: некоторые из их агентов уже показывают признаки переноса обучения от одной игры с вождением в другую.

От игр к миру битов
Как и многие другие разработчики ИИ, OpenAI использует игры, чтобы подтолкнуть Universe, не просто так: их просто оценить с позиции успеха. Поскольку игры измеряются различными статистиками и оценками, система может запросто использовать эти цифры, чтобы оценить прогресс ИИ и вознаградить его соответствующим образом. Это крайне важно для обучения с подкреплением.

Поскольку Universe полагается на пиксели и клавиатуры, люди тоже могут играть в игры на платформе. Эти сеансы записываются и обеспечивают базовый уровень для оценки выступлений ИИ (неплохая работенка, согласитесь).

Но игры — это лишь малая часть нашего взаимодействия с цифровым миром, и Universe уже выходит за свои ограничения с проектом Mini World of Bits («Мини-мир битов»). Биты — это собрание различных взаимодействий с браузерами, с которыми мы сталкиваемся, бороздя пучины Интернета: когда вводим текст или выбирает опции из выпадающих меню, нажимая «отправить».

Эти задачи, хоть и простые, формируют фундамент того, как мы подключаемся к сокровищнице под названием Сеть. OpenAI хочет, чтобы ИИ свободно перемещался по Интернету — например, мог заказать билет на самолет. В одной из сред Universe исследователи уже дают ИИ желаемое расписание букинга и учат его искать рейсы на различных авиалиниях.

И это только начало.

Universe только растет и ширится. Платформа Malmo от Microsoft, которая использует Minecraft для обучения ИИ, должна интегрироваться с Universe. Популярная игра со складыванием белка fold.it, приложения для Android, игры на HTML5 и многое другое стоят в очереди.

Призрак в машине
Итак, теперь мы можем учить ИИ играть в различные игры и просматривать веб. Великое дело, подумаешь. Приведет ли это нас к интеллекту общего уровня?

Возможно, и дорога будет долгой.

Но ИИ, который знает, как выиграть в любую игру, которую вы ему подбросите, умеет только думать логически и в несколько шагов добиваться победы. ИИ, который может передвигаться по хаотическому миру GTA V, уже должен понимать основы физики реального мира, жестокости и ответных мер. ИИ, который может работать в Интернете, уже знает, как люди обычно общаются друг с другом и может использовать эти знания, чтобы получить информацию, создать свою собственную веб-идентичность или даже заглянуть в вашу.

Каждый день мы учимся, играем, работаем и растем в цифровом царстве. Для многих мир нулей и единичек так же реален, как и тот, в котором мы родились. Теперь, когда ИИ имеет доступ к этому цифровому миру, пришла его очередь расти. Давайте посмотрим, как далеко он сможет зайти.


В КИТАЕ KFC НАЧАЛ СКАНИРОВАТЬ КЛИЕНТОВ ДЛЯ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЮ

Искусственный интеллект уже давно довольно неплохо поёт, сочиняет песни и даже пробует себя в литературе. Но так было не всегда. Раньше он довольно часто занимался простыми и даже рутинными обязанностями: помогал журналистам писать в твиттер и на сайт результаты матчей, собирал статистику, пугал котов. В китайском KFC подумали о том, столько полезных вещей можно сделать, если у тебя есть искусственный интеллект, поэтому разрешили ему делать для клиентов основанные на сканировании человека персонализированные подборки блюд. А поёт пусть Филипп Киркоров.


Отделение KFC из Поднебесной совсем недавно избавилось от нерасторопных роботов-официантов, а вместо этого наняло на работу искусственный интеллект, который, внимательно взглянув на клиента, с ходу определяет пол, возраст и настроение человека, после чего начинает пытаться припомнить, что же этот голодный мешок с костями заказывал у него ранее. Если посетитель уже бывал в KFC и общался с программой искусственного интеллекта, она выдаст ему порцию еды, основанную на его предыдущих заказах.

Не очень понятно, правда, зачем программа обращает внимание на настроение покупателя. Видимо, со временем, когда она поумнеет, будет добавлять грустным людям в чек побольше шоколада и мороженого — и человек порадуется, да и начальство тоже. Заплатит-то человек больше.

Программа создана в недрах китайского поискового гиганта Baidu. Пока она проходит тестирование лишь в одном китайском ресторане быстрого питания.


КАКАЯ НАЦИЯ СИЛЬНЕЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЗАВИСИТ ОТ СМАРТФОНОВ?

В социальном исследовании «Какая нация сильнее всего зависит от смартфонов», проведённом шведским сотовым оператором Tefficient, приняли участие респонденты 32 европейских и азиатских стран. Как оказалось, ответ на этот вопрос звучит весьма неожиданно. Сильнее всех от своих мобильников зависят жители Финляндии. Но если хорошенько задуматься, это вовсе не удивительно, ведь именно Финляндия является родиной такого популярного бренда, как Nokia, о котором наверняка слышал практически каждый.


Причиной столь высокой зависимости финнов от смартфонов специалисты считают очень выгодные тарифные планы, позволяющие им буквально за копейки не вылезать из Интернета в метро, на бегу, на рабочих перерывах, а то и вовсе в рабочее время, если начальник не видит. Что удивительно, финны пользуются мобильниками в два раза чаще, чем жители Южной Кореи, занявшие второе место в этом рейтинге. Неплохой отрыв, согласитесь? Эта проблема сильно беспокоит департамент здравоохранения Хельсинки, так как всё большее число молодых родителей предпочитают проводить время в компании смартфона, уделяя всё меньше и меньше внимания своим маленьким детям.

На эту тему даже была снята социальная реклама, в которой огромный чёрный ворон уносит с пляжа маленькую девочку, пока её мать увлечённо читает что-то в своём смартфоне. Финским зрителям видео очень не понравилось, а также не пришёлся по душе слоган, которым сопроводило его правительство: «Халатность – современное насилие». Ещё одной любопытной тенденцией является тот факт, что многие родители идут по стопам своих детей и стараются пользоваться смартфонами в любую свободную минуту, поглощая всё больше и больше интернет-контента. Ранее такое можно было отметить исключительно за молодёжью, но теперь даже пожилые люди проводят буквально дни и ночи, уткнувшись в свой телефон.

Население Финляндии составляет 5,5 миллионов человек, при этом количество активных мобильных тарифных планов насчитывает почти 11 миллионов. Примерно по два тарифных плана на душу населения. Учитывая, что тарифные планы вообще никак не ограничивают объёмы интернет-трафика, финнов можно понять. Это достаточно удобно, всегда иметь под рукой смартфон и планшет с ничем не ограниченным доступом к глобальной Сети. Но так ли это хорошо для нации в целом?


MICROSOFT ЗАПАТЕНТОВАЛА ГОЛОГРАФИЧЕСКУЮ КОМНАТУ

Космическая сага Star Trek славится тем, что многие технологии, описанные в сериале и комиксах этой вселенной десятилетия назад, спустя некоторое время появляются в нашей с вами повседневной жизни. Смартфоны, телефоны-раскладушки, очки дополненной реальности, андроиды, сенсорные дисплеи и многое другое уже является для нас совершенно обычным делом. Пользуясь этими вещами, мы даже и не задумываемся о том, что все эти вещи были придуманы и показаны в фильмах, рассказывающих нам о путешествии корабля Энтерпрайз. Одно из невероятных по своим возможностям устройство, которым оборудованы космические корабли Федерации Планет и не только — голографическая палуба. Это место, куда может зайти любой член экипажа, задать программу и перенестись в указанное время и место. Голопалуба создаёт очень реалистичную картинку, объекты, появившиеся по требованию посетителя, можно потрогать, с людьми — пообщаться, а яблоко, к примеру, сорвать и съесть. Впечатляет, правда? Судя по всему, корпорация Microsoft работает над чем-то подобным.


Конечно же, в Редмонде ещё не умеют делать настолько реалистичные голографические комнаты, но работают над тем, чтобы максимально улучшить пользовательский опыт, основанный на взаимодействии с виртуальной и дополненной реальностью. Для этого используют свои нынешние и прошлые разработки, в числе которых HoloLens и Kinect. На дисплее или экране отображается картинка, кино или игра, а с помощью проекторов на стены выводится дополнительное изображение. Благодаря сенсору Kinect и камерам, расположенным по периметрам, движения пользователя отслеживаются и обсчитываются специальным программным обеспечением, позволяя таким образом погрузить человека в дополненную реальность.

Программно-аппаратный комплекс учитывает различные параметры: расположение предметов в комнате, глубину и ширину помещения, освещённость, подстраиваясь под конкретные условия, адаптируя происходящее перед глазами пользователя даже под его движения.

Чтобы продемонстрировать свою разработку более наглядным способом, разработчики опубликовали видеоролик.

Пока всё довольно топорно и громоздко выглядит, но надо же с чего-то начинать?

Запатентовать разработку планировали ещё несколько лет назад, но зарегистрировали всё только этим летом, а опубликовали информацию о нём всего несколько дней назад. Конечно же, нет никакой гарантии того, что всё это скоро станет крутым, реальным и удобным, но ведущаяся в этом направлении работа определённо радует, ведь если всё пойдёт хорошо, у нас могут появиться кинотеатры и видеоигры нового типа, а это тоже здорово.


КИТАЙ СОБИРАЕТСЯ ОСУЩЕСТВИТЬ МЯГКУЮ ПОСАДКУ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ЛУНЫ

Правительство Китая объявило об амбициозном плане по высадке автоматической научной станции на дальней стороне Луны в 2018 году, а спустя два года произвести первую для страны посадку на Марс. Новость пришла спустя всего пару месяцев после успешной 30-дневной миссии двух тайконавтов на борту космической станции «Тянгун-2» (на данный момент это самое долгое для китайских астронавтов пребывание на орбите).


«Исследование обширного космоса, развитие космической индустрии и превращение Китая в одну из великих космических держав – именно эта мечта двигает нашу работу вперед», — заявили, согласно Associated Press, официальные лица страны.

Однако не все идет так гладко, как могло хотеться. Китай уже успел столкнуться с рядом неудач, среди которых, пожалуй, самой большой в этом году является потеря контроля над прототипом космической станции «Тянгун-1». По сообщению представителя программы пилотируемых космических полетов КНР, в результате этого «Тянгун-1» войдет в плотные слои земной атмосферы в конце второй половины 2017 года.

В сентябре этого года СМИ писали следующее:

«Первая китайская космическая лаборатория «Тянгун-1» была запущена на орбиту в 2011 году, однако буквально несколько недель назад китайская сторона сообщила, что утратила связь и управление со станцией, которая в настоящий момент находится на траектории столкновения с Землей. Ожидаемый вход в атмосферу планеты состоится в 2017 году. Страна очень надеется, что проект и миссия новой версии компактной орбитальной станции — «Тянгун-2» — окажется более удачными. В 2018 году ожидается запуск станции «Тянгун-3», а ближе к 2023-му – запуск полноценной, многомодульной космической станции с планируемым временем работы 10 лет».

С успешным запуском орбитальной станции «Тянгун-2» Китай стал третьей страной в мире, которая осуществляет самостоятельные пилотируемые космические миссии. И своим анонсом планов по посадке автономных зондов на Луне и Марсе Китай показывает, что полностью готов догнать США и Россию в вопросах космических исследований. Некоторые эксперты считают, что посадочная автономная станция на Луне станет первым шагом для Китая на пути фактической высадки туда тайконавтов в будущем, хотя, разумеется, никаких официальных объявлений, не говоря уже о подробностях, на этот счет не было.

С момента первой фотографии обратной стороны Луны (полушария нашего спутника, которое всегда отвернуто от Земли), сделанной в 1959 году, никто туда никогда не пытался осуществить посадку. Еще в январе этого года китайские официальные СМИ сообщили о желании руководства страны осуществить туда мягкую посадку – тип посадки, которая не приводит к разрушению конструкций и систем объекта и сохраняет возможность его дальнейшего функционирования. Этот план на днях был официально подтвержден.

«Мягкая посадка на обратную сторону Луны будет осуществляться с помощью посадочного модуля «Чанъэ-4», который впоследствии займется научной работой. Реализация космической миссии «Чанъэ-4» помогла нашей стране совершить большой скачок в развитии космонавтики и перейти из разряда догоняющих сторон по вопросам изучения Луны к лидирующим», — заявил глава разработок программ лунных космических миссий Лю Цзичжун.

Китай уже давно положил глаз на Луну. Китайской космическое агентство посадило модуль «Чанъэ-3» на наш спутник в 2013 году, став первым космическим агентством в мире, осуществившим мягкую посадку на Луну за последние более чем 40 лет. Изначально запуск миссии «Чанъэ-4» планировался на 2015 год, однако на настоящий момент миссия запланирована на 2018-й.

Что касается Марса, то для Китая это совершенно неизведанная территория. Однако страна прекрасно понимает, что «проведение именно здесь научных исследований позволит окунуться в действительно фундаментальные вопросы вроде возникновения жизни или эволюции Солнечной системы».

Каким именно будет китайский марсоход, как он будет работать и какие перед ним на самом деле будут поставлены задачи — пока неизвестно. Известно лишь то, что планы по покорению Марса начнутся в 2020 году.


РЕДАКТИРОВАНИЕ ГЕНОВ СПАСАЕТ ПЕРВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ

Редактирование генов открыло перед учёными двери в неизведанный мир, мир, полный новых возможностей, способный подарить жизнь, казалось бы, безнадёжно больным людям. Экспериментальные методы лечения, использующие редактирование генов, уже приносят свои первые плоды. Например, маленькая девочка Лайла (вы можете видеть её на фото), которую в 2015 году начали лечить генетически модифицированными иммунными клетками, полностью излечилась от убивающей её лейкемии. Пока это всего лишь единичный случай, но к концу 2017 года медики обещают закрепить свой успех и спасти уже десятки, а то и сотни жизней.


Редактирование генов представляет собой изменение или полное отключение тех или иных генов. Процесс это необычайно сложный и требующий участия высококлассных специалистов и дорогой медицинской аппаратуры. У учёных ушло много лет на разработку удобного и эффективного инструмента для редактирования генов, который в итоге позволил спасти девочку Лайлу от неизлечимого заболевания. Но существует ещё более эффективный способ, известный как CRISPR. Благодаря этой методике на редактирование у специалистов уходит всего несколько недель, а не долгие годы кропотливого труда.

CRISPR уже продемонстрировал отличные результаты в первых клинических испытаниях на людях, которые были проведены в Китае. Китайские специалисты отключили ген PD-1 в иммунных клетках, изъятых из организма пациентов с агрессивной формой рака. Отредактированные клетки были введены обратно в тела людей. Ген PD-1 является своего рода выключателем иммунитета, которым словно лазейкой пользуются раковые клетки. А раз у иммунитета больше нет этого выключателя, то и обойти защиту организма рак больше не способен.

Клинические испытания генного редактирования в США начнутся уже очень скоро. Американцы планируют зайти в экспериментах ещё дальше. Они отключат в иммунных клетках ген PD-1 и ещё два дополнительных гена, благодаря чему иммунитет сможет успешно бороться с самыми разными раковыми опухолями ещё более эффективно. Если эти испытания пройдут успешно, человечество впервые за долгое время сможет вздохнуть спокойно, ведь получится, что мы, наконец, одержали победу над ещё одним смертельным заболеванием.


НОВЕЙШАЯ ВОЛНА ИИ РАЗГОНИТСЯ В ГРЯДУЩЕМ ГОДУ

Он может читать по губам и создавать новые рецепты еды. Он может обыграть любого в шахматы и го. Каждая крупная технологическая компания пытается интегрировать его в свою организацию и бизнес. И, похоже, каждое новое приложение считает своим долгом заявить, что использует машинное обучение в той или иной степени, чтобы сделать вашу жизнь лучше. Искусственный интеллект можно без преувеличения назвать самой обсуждаемой темой уходящего года. Революция близко, и самый очевидный вопрос, который мы должны себе задать: что дальше?


На этот вопрос попросили ответить Джеймса Хендлера, директора Института Ренсселера по исследованию данных и приложений, одного из разработчиков семантического веба. Проблема, по мнению Хендлера, в том, что многие люди видят в ИИ этакого «Терминатора» или утопическую мечту, полностью исключая человечество из уравнения.

«Люди хотят рисовать эту технологию белыми и черными красками, — объясняет он. — Но лучше всего люди справляются с оттенками серого».

И прежде чем перейти к рассуждениям на тему будущего искусственного интеллекта, Хендлер выдает слегка политический лозунг: мы — люди и ИИ — сильны вместе.

Пакет ИИ для массового программирования
«Я думаю, что в краткосрочной перспективе меня больше всего восхищает в ИИ то, как просто его стало использовать программистам. Это больше не удел специалистов», говорит Хендлер.

Занятия, которые он в настоящее время преподает, на тему когнитивных вычислений ИИ, иллюстрируют эту точку зрения. Магистранты делают проекты вроде чатботов, способных отвечать на вопросы о вселенной Гарри Поттера, уже через несколько недель. Несколько лет назад такой подвиг был бы темой для кандидатской диссертации.

Что изменилось?

Больше не нужно строить глубокое обучение, компьютерное зрение или компоненты естественного языка с нуля. Просто скачайте пакет с открытым исходным кодом и интегрируйте его в свою систему, слегка изменив. Это похоже на игру с WordPress, хотя Хендлер предпочитает говорить о днях зарождения Интернета. В начале 1990-х, заручившись небольшим пониманием HTML, можно было создать веб-сайт, благодаря установке своего рода заранее упакованного кода.

«Искусственный интеллект был упакован пригодным для использования способом», говорит Хендлер. «Достаточно собрать его по кусочкам и заставить работать, не проводя фундаментальные исследования того, чем эти компоненты являются».

Открытые двери для инноваций
В краткосрочной перспективе, говорит Хендлер, это открывает игру для игроков всех мастей.

«Мы наблюдаем кучу инноваций в малых компаниях, которые используют существующие методы для глубокого обучения, зрения и обработки языка», говорит он. «Тяжеловесы — Microsoft, Google, Facebook — будут мощно инвестировать в эту технологию, но уже в новых направлениях».

Между тем, в научных и правительственных кругах продолжают изучать эволюцию сопряженных с ИИ технологий. Хендлер приводит в пример самоуправляемый транспорт, впервые разработанный университетами вроде Стэнфордского для победы в DARPA Grand Challenge. Затем Google доработала эту технологию. Сегодня же, похоже, каждая автомобильная компания на планете занимается выводом самоуправляемых автомобилей на дорогу.

В то время как остается необходимость в разработке новых технологий искусственного интеллекта для решения проблем, Хендлер говорит, что в ближайшей перспективе основное внимание будет направлено на разного рода бизнес-кейсы, которые можно сделать с применением существующих инструментов.

«Я думаю, что такие инновации привлекают предпринимателей и стартапы. Их будет очень много», говорит Хендлер.

Решение проблем развитых и развивающихся стран
Что может получить от ИИ заурядный пользователь технологий в 2017 году и после? В данном случае «больше» означает «меньше», поскольку эта технология незримо работает в фоновом режиме. Она не будет очевидной, чтобы ее можно было купить и увидеть весь мир в другом свете.

Взять, к примеру, Siri, вездесущий виртуальный помощник от Apple. Компетентность Siri при выполнении более сложных задач постоянно улучшается, но она по-прежнему (и часто) по умолчанию отсылает к поиску в Интернете. Но однажды, в ближайшем будущем, кто-нибудь попросит Siri или ее аналог «показать фотографию детей с обеда сегодня» — и машина быстро и точно выдаст результат.

На самом деле ряд стартапов уже могут похвастать такого рода достижениями. Компания Snips использует метод ИИ под названием «context aware», чтобы создавать своего рода память на пользовательском мобильном устройстве, перебирая контакты, почту, календарь, фотографии и прочее. Система обучается тому, что важно для пользователя в его жизни, выступая в роли единого портала для всех приложений и информации, хранящейся на устройстве.

«Тут дело в том, чтобы искусственный интеллект заставил технологии исчезнуть, чтобы они вас больше не беспокоили», говорит Рэнд Хинди, CEO и учредитель Snips.

Конечно, это все проблема развитых стран — чтобы технологии исчезли. Но Хендлер полагает, что в ближайшем будущем будут разворачиваться проекты, которые приведут к улучшению условий в развивающихся странах. В частности, он и другие работают с IBM, чтобы обеспечить грамотностью миллиард человек в следующие пять лет.

«Возможно, мы будем в состоянии существенно изменить жизнь огромного количества людей, особенно в тех странах, где уровень грамотности в настоящее время низкий. Вот здесь-то люди внезапно увидят, как технологии меняют их жизнь, как никогда прежде».

Неизбежно, вместе с развитием искусственного интеллекта, наш мир ждут перевороты и, может быть, даже забастовки. К примеру, водителей грузовиков, которые могут остаться без работы в связи с распространением самоуправляемого транспорта. Но вместе с тем появится множество рабочих мест и, возможно, те же люди смогут получать доход не ниже, а может и выше прежнего уровня.


OCULUS ПРИОБРЕЛА КОМПАНИЮ, РАБОТАЮЩУЮ НАД ТЕХНОЛОГИЕЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ВЗГЛЯДА

Один из трёх лидеров гонки в сфере виртуальной реальности компания Oculus VR, как оказалось, не намерена сдаваться и бросать начатое ею дело. Несмотря на довольно скромные продажи текущих моделей VR-гарнитур, руководство Oculus планирует активно развивать и совершенствовать технологию. Ранее была приоткрыта завеса тайны над тем, что следующая версия гарнитуры Oculus Rift станет беспроводной. А теперь стало известно, что в будущих моделях шлемов Oculus, возможно, будет задействована технология отслеживания взгляда человека.


Об этом свидетельствует приобретение Oculus датского стартапа The Eye Tribe, который занимается активными исследованиями в области отслеживания направления взгляда человека. Только представьте, какие возможности это откроет перед разработчиками VR-игр и приложений. Если VR-гарнитура будет способна отследить точку, в которую смотрит человек, можно отказаться от привычного нам интерфейса, использующего аналоговые рукояти и кнопки. Можно будет выбирать пункты меню, просто задержав на них свой взгляд. Да и если смотреть на вещи шире, такая технология позволит использовать VR-шлемы людям, ограниченным физически. Парализованный человек сможет набирать тексты и сёрфить Интернет при помощи одного только своего взгляда. Это позволит компании Oculus открыть для себя совершенно новый сегмент рынка, за пределами развлекательной индустрии.

Пару слов о компании The Eye Tribe. Её основали талантливые датские инженеры и программисты, которые на протяжении нескольких лет разрабатывали программную среду, внутри которой любой разработчик сможет адаптировать смартфон, планшет или персональный компьютер под управление при помощи одного только взгляда. И теперь все эти наработки принадлежат Oculus, а если ещё точнее – компании Марка Цукерберга Facebook. В Сеть просочилась очень любопытная информация о том, что, помимо всего прочего, The Eye Tribe разработала для виртуальной реальности очень необычную технологию рендеринга, когда компьютер обсчитывает только тот участок изображения, на который пользователь смотрит в данный момент. Это позволит сократить потребности игр и программ в вычислительных мощностях, да и вообще может совершить маленькую VR-революцию.


ЕДУ ДЛЯ КОСМОНАВТОВ БУДУТ УПАКОВЫВАТЬ В СЪЕДОБНУЮ ПЛЕНКУ

Специалисты СамГТУ разработали новый вид съедобной пищевой пленки для космонавтов. Она, в отличие от аналогов, присутствующих на рынке, полностью состоит из натуральных ингредиентов, в основном из фруктового пюре, эвкалипта и шалфея.


На разработку пищевой пленки у сотрудников СамГТУ ушло 2,5 года. «Устройство» пленки достаточно незамысловато: из фруктового пюре формируется масса с пластификатором (компонентом, придающим пластичность), а затем получившаяся конструкция сушится при температуре около шестидесяти градусов. После такой обработки пленку можно сразу же использовать либо свернуть в своеобразные рулоны. В получившемся упаковочном материале можно как хранить продукты, так и разогревать их, а после этого съедать упаковку вместе с пищей. Кроме того, благодаря антибактериальным свойствам пленка способна замедлять процесс гниения продуктов и образования плесени. Стоит также упомянуть, что такая упаковка способна значительно сократить объем мусора, который ежедневно утилизируется с МКС.

На самом деле подобная съедобная пленка уже использовалась для полетов в космос еще в 60-е годы, но использовалась она тогда с несколько иной целью: нужно было как-то решить проблему разлетающихся в невесомости крошек. Но после изменения технологии изготовления пищи, надобность в такой пленке отпала. Сейчас же подобные изобретения могут в корне изменить систему бортового питания на орбите.


НА ОСНОВЕ ШЕЛКА СОЗДАН МАТЕРИАЛ С ПРОГРАММИРУЕМЫМИ СВОЙСТВАМИ

Сотрудники частного исследовательского института Тафта, США, разработали новый материал, созданный на основе белков шелка. Уникальность изобретения состоит в том, что можно задавать его свойства заранее, пишут изобретатели в своей статьи для журнала PNAS. Набор физических, химических, оптических и биологических свойств этого материала можно задать ещё на стадии производства, а это значит, что в итоге можно получить изделие, обладающее уникальными свойствами, особым образом реагирующее на свет, температуру или другие внешние параметры.


В производстве материала использовали шёлковый фиброин, белок, благодаря которому шёлк известен своей прочностью. В зависимости от того, какими свойствами должен обладать полученный в результате синтеза материал, к раствору добавляли различные вещества в разных пропорциях — именно они определяли свойства получившегося в итоге изделия.

Проводя эксперименты с материалом, они уже изготовили несколько полезных вещей. Например, хирургический инструмент, меняющий цвет, когда уровень нажима на него грозил поломкой. Создатели материала рассказывают, что использовать его можно и для производства биологически совместимых имплантов и компонентов, которые, например, могли бы при нагреве впрыскивать в тело пациента определённые дозы лекарственных препаратов.

Исследования продолжаются, а учёные рассказывают о возможности применять материал для изготовления протезов, которые смогут изменять свою форму с возрастом.


ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПЕРВЫЕ В МИРЕ ОЧКИ, СЧИТЫВАЮЩИЕ НАСТРОЕНИЕ

Как сообщает издательство The Daily Mail, итальянская компания Safilo планирует к выпуску очки, способные считывать настроение носителя. К выпуску готовится как версия с простыми стеклами, так и с затемненными. Полноценная презентация нового девайса запланирована на январь 2017 года во время выставки Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, но анонс состоялся уже сейчас.


Внешне новые «умные» очки выглядят… как обычные очки. Без специальных камер и дисплеев, зато в дужках и оправе спрятано 5 датчиков, которые способны регистрировать сигналы волн головного мозга человека. Полученные данные отправляются на особое приложение в смартфоне, где происходит их анализ и на основании полученных данных определяется настроение, а также факторы, которые влияют на его изменение. Заявленный вес аксессуара составляет всего 36 граммов, а заряда аккумуляторов хватает на неделю непрерывной работы устройства. Подключаются очки к смартфону посредством Bluetooth.

Стоит сказать, что, согласно одному из многочисленный патентов, подобный девайс разрабатывает и компания Apple, правда, если верить этим данным, гаджет от яблочной компании будет снабжен специальными дисплеями вместо обычных линз, на которых будут проецироваться изображения, тексты, (в том числе и контекстная реклама) и прочая информация. Мифический гаджет от Apple упомянут не просто так: дело в том, что Safilo планирует внедрить подобные функции во вторую версию своих очков (при условии популярности первой). И если им это удастся, то чем будут удивлять купертиновцы, если все-же решатся выпустить подобный гаджет, решительно не ясно.


НЕЙРОСЕТЬ НАУЧИЛАСЬ ПРЯТАТЬ ОТ НАЧАЛЬСТВА ОТКРЫТЫЕ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ ОКНА

Нейросети могут стать хорошими помощниками и надёжными друзьями — это доказал японский программист Хироки Накаяма, создавший программу, которая автоматически скрывает от глаз приближающегося начальства все открытые на дисплее окна.


Систему программист назвал просто — Boss Sensor, а работает она следующим образом: следит с помощью веб-камеры за тем, кто приближается к рабочему месту и, если среди них есть начальство, немедленно прячет все открытые окна, разворачивая на весь экран заданную пользователем картинку.

Сначала Хироки Накаяма накачал множество фотографий своего босса из социальных сетей, а затем на основе архива с фотографиями создал большую базу данных, которую и дал изучить свёрточной нейросети. Дальше — проще. После того как сеть неплохо показала себя в работе, он написал скрипт, разворачивающий на весь экран картинку с чем-нибудь, за что начальство точно не наругает. Идеальный вариант — скриншот с программой, в которой он должен работать вместо того, чтобы сидеть в социальных сетях, например.

Шеф Накаямы сидит всего в нескольких метрах от предприимчивого программиста, поэтому нейросеть должна была быстро работать и моментально соображать. Система не подвела и срабатывает довольно быстро — на принятие решения у неё уходит всего 4-5 секунд.


АСТРОНОМЫ ОЧЕНЬ ХОТЯТ ПООБЩАТЬСЯ С ВНЕЗЕМНЫМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ, И У НИХ ЕСТЬ ПЛАН

Астрономы готовятся к передаче радиосообщений к Проксиме b – ближайшей к нам землеподобной планете. В настоящий момент рассматривается два варианта: либо самостоятельно построить, либо арендовать уже готовый мощный трансмиттер для передачи сообщений в дальний космос. Кроме того, разбирается вопрос о том, что именно должно содержать это сообщение – в конце концов, мы ведь не хотим создать плохое первое впечатление.


«Если мы хотим начать обмениваться сообщениями в перспективе многих поколений, то нам необходимо сперва научиться тому, как это делать», — заявил президент METI (Messaging Extraterrestrial Intelligence) Дуглас Вакоч.

Идея METI в общем пересекается с проектом «Циклоп» аэрокосмического агентства NASA. Проект, предложенный в начале 1970-х, предполагал создание гигантской сети из 1500 радиотелескопов для поиска сигналов внеземной разумной жизни в радиусе до тысячи световых лет. К сожалению, из-за недостатка финансирования он в конечном итоге был закрыт.

В свою очередь, некоммерческая организация METI планирует привлекать средства в размере 1 миллиона долларов ежегодно за счет краудфандинговых кампаний. К 2018 году организация хочет начать отправлять лазерные или радиосигналы в сторону Проксимы b, планеты, оборачивающейся вокруг Проксимы Центавра – ближайшей к Солнечной системе звезды, расположенной примерно в 4,25 светового года от нас.

Среди первостепенных задач METI стоит разбор вопроса о том, какое именно сообщение нам следует отправить с учетом вероятности и согласно гипотезам о том, что другие формы жизни могли открыть те же математические законы, что и мы. Кроме того, ученые собираются пересмотреть уравнение Дрейка, сформулированное в 1961 году Фрэнком Дональдом Дрейком, астрофизиком и профессором астрономии калифорнийского университета Santa Cruz, и предназначенное для определения числа внеземных цивилизаций в Галактике, с которыми у человечества есть шанс вступить в контакт.

Разумеется, далеко не все соглашаются с тем, что попытка привлечь внимание внеземных цивилизаций (если они есть) к нам является отличной идеей. В недавней статье журнала Nature Physics физик Марк Бьюкенен выразил свои опасения по поводу желания найти внеземные цивилизации, заявив, что в конце концов «мы можем нарваться на неприятности». Физик-теоретик Стивен Хокинг разделяет мнение Бьюкенена, комментируя это тем, что внеземные цивилизации могут оказаться намного более продвинутыми в технологическом плане. Причем настолько, что в их представлении мы будем выглядеть так же, как в нашем представлении выглядят обычные бактерии.

Несмотря на критику эксперты в METI убеждены в том, что выгода от «общения с космосом и более расширенные знания о нашем месте в нем» сможет перекрыть все возможные риски.

«Возможно, это именно мы, кому следует взять инициативу на себя и совершить первый контакт», — говорит Вакоч.

«Роль науки заключается в проверке гипотез. Через работу METI мы сможем эмпирическим методом проверить гипотезу о том, что кто ищет – тот всегда найдет».

Конечно, это далеко не первый раз, когда человечество будет посылать сообщения в космос, однако METI планирует делать эти передачи гораздо чаще и гораздо дальше, чем раньше.

«Возможно, лучшим аргументом в поддержку проекта METI является следующее: кому-то наконец уже нужно сделать первый шаг», — говорит Эндрю Фраконти из Колледжа Футхилл.

«Ведь если все, кто может посылать такие сообщения, решат их только принимать, то галактика так и останется навсегда безмолвной».


ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, СНЯТАЯ С БОРТА МКС ULTRA HD-КАМЕРОЙ

Все мы неоднократно видели Землю, запечатлённую с орбиты сотрудниками Международной космической станции. Но с каждым новым видео удивительный голубой шар не перестаёт восхищать и вдохновлять нас. На этот раз 4К-видео опубликовал американский астронавт NASA Джефф Уильямс. И, пожалуй, его видео заслуженно может считаться одним из лучших, которое вы увидите в течение этого дня.


Астронавт Джефф Уильямс провёл на МКС 534 дня. Больше, чем любой другой американский астронавт за всю историю существования станции. А чем ещё развлечь себя в свободные минуты между выполнением важных научных исследований и заданий, присланных из Центра управления? Конечно же, снять своё собственное кино о планете Земля при помощи камеры Ultra HD-разрешения с высоты чуть более 400 километров. Работу свою астронавт так и назвал – Jeff’s Earth. Предлагаем вам ознакомиться с этим пятиминутным фильмом.


ВОЗМОЖНО, УЖЕ В НЕДАЛЁКОМ БУДУЩЕМ ЛЮДИ НАУЧАТСЯ ОТРАЩИВАТЬ СЕБЕ НОВЫЕ КОНЕЧНОСТИ

Думаю, многие наши читатели смотрели недавний фильм по мотивам комикса «Дэдпул». В одной из его сцен главный герой отрубает себе руку, чтобы высвободиться из наручников, а затем в течение пары дней отращивает себе совершенно новую конечность. В реальности у людей такой сверхспособности нет, но было бы неплохо её в свой арсенал заиметь. Именно к этому стремится американский учёный российского происхождения Михаил Левин, работающий в Университете Тафтса. Исследователь достиг удивительных результатов в своих экспериментах, заставив, например, лягушек отращивать себе новые конечности. И он ни в коем случае не собирается останавливаться на достигнутом.


Раньше наука считала, что то, как должно выглядеть тело того или иного организма, ему подсказывают исключительно гены. Но Михаил Левин считает, что важную роль в этом процессе «картографии» играют ещё и электрические сигналы, которыми обмениваются между собой клетки. Как уже было сказано чуть выше, учёный при помощи биоэлектрики научил организм лягушки отращивать себе новые конечности. Помимо всего прочего, с помощью этой же технологии Михаилу удалось переместить глаза головастиков с головы на их живот. Сам исследователь не исключает, что в будущем его эксперименты могут привести к появлению возможности выращивать новые конечности и у людей. Можно не сомневаться, что за такую технологию военные любой страны мира заплатят любые деньги.

Михаил заинтересовался биоэлектричеством в 2000 году. Уже тогда учёный задался вопросом: каким образом тело человека или животного понимает, с какой стороны внутри него должно располагаться сердце, почки, лёгкие и другие жизненно важные органы. Во время своих исследований Михаил обратил внимание на то, что в процессе формирования зародышей цыплят между клетками эмбрионов проходят электрические импульсы. Именно в тот момент его осенило: таким образом клетки подсказывают друг другу, в каком направлении им необходимо расти. Последующие годы учёный посвятил экспериментам, основанным на его открытии. Методом проб и ошибок на свет появились шестиногие лягушки, двухголовые черви с повышенной способностью к регенерации и другие удивительные создания.

Методика Михаила Левина подразумевает использование расположенных на поверхности клеток особых белков — ионных каналов, которые определяют клеточный заряд. Меняя этот заряд, можно добиться роста клеток там, где это необходимо. На отращивание, например, нового хвоста у подопытного организма требовался всего один час непосредственной работы исследователя плюс восемь дней на завершение всего процесса. А вот чтобы отрастить полностью работоспособную конечность, приходилось работать больше суток, а затем ждать около полугода, пока она полностью вырастет.

Сразу после рептилий Михаил планирует перейти к экспериментам с теплокровными животными, но уже сейчас учёный готовится столкнуться с многочисленными трудностями. Ведь кровяное давление у теплокровных существ значительно выше, что связано с многочисленными рисками возникновения кровотечений. Плюс ко всему высок риск занести в организм инфекцию во время отращивания новой конечности. Третья проблема связана с тем, что для правильной работы биоэлектрической технологии рана должна быть влажной, но при этом защищённой от воздействия воздуха. Но для специально этих целей учёные разработали уникальный материал из силикона, каучука и шёлка, который успешно был протестирован на рептилиях.

Михаил Левин утверждает, что человек научится отращивать себе новые конечности ещё при его жизни. Процесс этот будет достаточно медленным и непростым, но примерно за 10 лет можно будет вырастить себе совершенно новую здоровую конечность, не прибегая к трансплантации или протезированию. Что ж, будем с нетерпением ждать этого прорыва в науке и внимательно следить за дальнейшими экспериментами талантливого учёного из США.

Разрешается использование пресс-релизов, новостей и других информационных материалов, предназначенных для общественного пользования, с целью информирования общественности, при условии указания веб-портала «Zentrix» в качестве источника информации.
Автор материала:
Гость
Логин на сайте: Гость
Группа: Гости
Статус:
Зарегистрирован дней:
День рождения:
О материале:
Дата добавления материала: 20.02.2017 в 00:16
Материал просмотрен: 165 раз
Категория материала: HI-TECH
К материалу оставлено: 0 комментариев
Рейтинг материала 0
Вы находитесь на этой странице

секунд!
Всего комментариев: 0
  • Комментарии через сайт

    avatar

  • Комментарии через ВК

  • Комментарии через Facebook